«Вечерняя Москва»: «Следующие четыре года будут временем созидания» - Собянин
Сегодня исполняется ровно четыре года с того дня, как городом управляет новая команда правительства города во главе с мэром Москвы С. Собяниным.
За эти годы он не раз обращался к москвичам со страниц нашей газеты. Ежедневно «Вечерняя Москва» ведет летопись перемен, которые происходят в Москве с подачи мэра и его команды. Мы попросили С. Собянина рассказать о текущей работе правительства Москвы и планах на ближайшие годы.
- Сергей Семенович, какими вопросами пришлось больше всего заниматься последний месяц?
- Как обычно, в сентябре - октябре главной задачей является подготовка бюджета на очередную трехлетку. 7 октября правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу, а 15 октября мы внесли в Мосгордуму проект бюджета города на 2015 год и перспективу до 2017 года.
- И что ждать москвичам от этих документов? Тем более что последнее время все чаще слышишь негативные прогнозы.
- Внешняя ситуация действительно остается достаточно сложной. Тем не менее Москва продолжает развиваться. Экономика города сохраняет положительные темпы роста.
Поэтому от нового бюджета москвичи могут ждать, во-первых, безусловного исполнения всех социальных обязательств по городским льготам, дотациям и выплатам. И, во-вторых, в Адресной инвестиционной программе предусмотрено достаточно средств, чтобы продолжать начатые проекты развития. Как и в прошлые годы, из общего объема четырехлетней АИП в 1,5 трлн рублей две трети (1 трлн рублей) - это расходы на транспортное строительство.
- То есть нынешние темпы развития метро и дорог сохранятся?
- До конца 2017 года мы ставим задачу открыть 40 новых станций метро, а также построить или провести реконструкцию более 350 км дорог. Это - больше, чем за предыдущие четыре года.
- Основные стройки можете назвать?
- В метростроении - это Кожуховская, Калининско-Солнцевская и Люблинско-Дмитровская линии. В зоне притяжения каждой из новых веток живут или работают примерно полмиллиона человек. Так что выгоду от их строительства получат более 1,5 млн москвичей. Фактически каждый восьмой житель города.
Кроме того, в 2016 году мы планируем открыть первый участок Третьего пересадочного контура от «Делового центра» до Нижней Масловки и развернуть строительство остальных участков Большого кольца метро.
- А в дорожном строительстве приоритет по-прежнему отдан вылетным магистралям?
- Нет. Программа реконструкции основных вылетных магистралей идет к завершению. Осталось закончить реконструкцию Можайского шоссе, шоссе Энтузиастов, Щелковского шоссе и Рязанского проспекта.
Мне кажется, мы уже выжали из вылетных магистралей максимум, и дальше увеличивать их пропускную способность просто невозможно. Ну, может быть, за исключением некоторых участков, по которым будем искать отдельные решения - например, на Волоколамском шоссе или Волгоградском проспекте.
Приоритет ближайших лет - это реконструкция развязок на МКАД и строительство Северо-Западной и Северо-Восточной хордовых трасс, Южной рокады, которые направят транспортные потоки в объезд перегруженного центра и Третьего транспортного кольца.
Кроме того, будем активно заниматься реконструкцией Калужского шоссе и других дорог «новой Москвы».
- Тем не менее вдоль многих вылетных магистралей последние месяцы продолжали снимать рекламные щиты...
- Это связано не с реконструкцией дорог, а с наведением порядка на рынке наружной рекламы.
Общая площадь рекламных поверхностей в Москве была сокращена в восемь раз. В 2011 году мы провели инвентаризацию наружной рекламы и насчитали два млн квадратных метров разных тряпок, щитов, баннеров и тому подобной «продукции». Сейчас останется всего 263 тысячи квадратных метров. Это примерно 9 тысяч рекламных щитов, тумб, афиш, расставленных строго по определенной схеме, а не где попало, как раньше.
Без избыточной рекламы многие московские улицы словно открылись заново. На них теперь приятно смотреть.
- Вы называли цифру: за право размещения наружной рекламы инвесторы платят в московский бюджет 250 млн долларов в год.
- Я выступал перед зарубежными гостями, поэтому перевел доходы в иностранную валюту. Платят инвесторы, конечно, в рублях - 10 млрд в год. А раньше - до наведения порядка на рынке рекламы - не платили практически ничего. Так что теперь щиты на улицах Москвы работают не только на торговлю и рекламный бизнес, но и приносят приличные доходы в городской бюджет.
Жителям ветхих пятиэтажек новоселья ждать осталось совсем недолго
- Давайте вернемся к теме строительства. Две трети инвестиционной программы - это дороги и метро. А остальная треть - это школы, детские сады, поликлиники?
- В основном - да. А кроме них еще спортивные сооружения, театры, социальное жилье и коммунальные сети. За четыре года мы планируем построить 70 новых поликлиник и больничных корпусов, 127 детских садов, 76 школ и пристроек к существующим школам.
Кстати, значительная часть этих учреждений хоть и возводится по заданию правительства Москвы, но не будет стоить бюджету ни копейки.
Их строят инвесторы в рамках выполнения своих социальных обязательств и затем бесплатно отдают городу. Дефицита мест в школах и детских садах для московских детей точно не будет.
- А что со строительством жилья?
- Жилье в Москве в основном строят инвесторы - порядка трех млн квадратных метров в год. Эти темпы сохранятся и в ближайшем будущем. А вот качество квартир в домах массовых панельных серий должно стать значительно лучше. Мы предупредили домостроительные комбинаты, что с 2016 года они должны будут перейти на производство более комфортного жилья - с более высокими потолками, свободной планировкой квартир, яркими красивыми фасадами. За счет городского бюджета мы планируем построить 186 новых многоквартирных домов. Это позволит за два-три года выполнить обязательства по переселению жителей оставшихся пятиэтажек сносимых серий. Люди устали ждать. Пора уже завершать эту программу.
Пешеходное пространство Москвы будет расширяться
- Никольская, Покровка, Маросейка, Пятницкая улица - после благоустройства эти улицы стали неожиданно яркими и уютными. В прошлом интервью нашей газете (см. «ВМ» от 21 сентября 2014 года) вы рассказали о программе «Моя улица», в рамках которой будет продолжено обустройство пешеходной Москвы.
А конкретные адреса можете назвать?
- Мы будем улучшать условия для движения пешеходов по всей Москве, главным образом вблизи наиболее загруженных станций метро. Это десятки и сотни адресов, все не перечислишь.
В центре города специалисты провели исследование интенсивности потоков пешеходов и пассажиров наземного транспорта. По результатам было определено порядка 20 улиц и площадей, где проходит больше всего людей. Их мы и будем благоустраивать в ближайшие годы. Скорее всего, следующие на очереди - Триумфальная площадь и Мясницкая улица.
- Протяженность Москвы-реки в столице - 83 километра. Но все красивые и удобные для прогулок набережные в центре города. Когда берега Москвы-реки перестанут быть автострадами и превратятся в места для отдыха горожан, как в Парке Горького и районе ЦДХ? Предполагается ли сделать вдоль Москвы-реки пешеходные зоны по образцу Крымской набережной?
- Идея заманчивая, но, к сожалению, трудно реализуемая. Крымская набережная потому и стала пешеходной, что машин на ней всегда было немного. Другие центральные набережные Москвы-реки являются крупнейшими транспортными артериями города. Остановить движение по ним невозможно. Это будет полный коллапс всей транспортной системы.
Поэтому новые пешеходные набережные мы будем строить на месте бывших промзон и других нерационально используемых территориях. Например, на ЗиЛе и в Нагатине так и запланировано.
Главная задача 2015 года - повышение квалификации врачей
- Три года правительство Москвы занималось модернизацией здравоохранения. Теперь, чтобы сделать томографию, мы записываемся не за полгода в федеральную клинику, а за две недели - месяц в районную поликлинику. Модернизация завершена?
- Я бы сказал, что сделана примерно половина из задуманного.
Завершено обновление материально-технической базы. По уровню оснащенности современным оборудованием наши поликлиники и больницы не уступают тем, что расположены в наиболее успешных городах Европы и Америки. Главная задача сейчас - повышение квалификации врачей, профессиональное мастерство которых должно соответствовать уровню нового оборудования.
В рамках программы модернизации все московские больницы были оснащены лапароскопическим оборудованием для щадящих нетравматичных хирургических вмешательств. Поэтому городу больше не нужны хирурги, которые умеют «резать» только по старинке - скальпелем. Они должны переучиться, чтобы оказывать пациентам помощь уже на новом качественном уровне. То же самое касается и врачей других специальностей. Все возможности для переобучения врачей в Москве созданы.
- Несколько месяцев назад вы объявили о проекте «Университетские клиники». В чем его суть?
- В Москве медицинские вузы и больницы находятся часто через улицу друг от друга, а живут, к сожалению, будто на разных планетах.
В рамках проекта «Университетские клиники» мы хотим преодолеть этот разрыв, чтобы лучшие специалисты, профессоры, кандидаты и доктора наук не только учили будущих врачей, но и сами оказывали помощь пациентам обычных городских больниц и поликлиник.
- В какой стадии находится проект строительства нового корпуса Морозовской детской больницы?
- Мы вошли в стройку. Она идет по графику. Запланировано построить корпус на 500 коек. По сути, это будет новая суперсовременная больница не только для московских детишек, но и для всей России. Да и мамам там будет намного комфортнее, чем в старых корпусах Морозовской больницы.
Также мы смогли приступить к строительству уникального перинатального центра для женщин и новорожденных с патологиями сердечно-сосудистой системы в составе городской клинической больницы № 67 на улице Саляма Адиля.
Зимой на ВДНХ зальют большой каток
- Спасибо, Сергей Семенович. В заключение - несколько вопросов, которые мы получили от наших читателей. Будет ли продолжена программа создания народных парков?
- Да, пока есть возможность создавать новые зеленые зоны в пешей доступности от жилых кварталов, мы будем это делать. Программа создания народных парков на 2015 год сейчас находится в стадии формирования. Предварительно в ней порядка 50 адресов.
- Сохранятся ли в городе региональные продовольственные ярмарки, которые работают с конца августа?
- Все 70 площадок, где сейчас организованы региональные ярмарки, не могут быть постоянно заняты под торговлю. Да и регионы стали немножко уставать от работы в таком темпе. Поэтому мы решили сохранить для проведения региональных ярмарок 20 - 30 площадок, которые будут открыты практически в круглогодичном режиме. Регионы - поставщики продукции на этих площадках будут регулярно меняться.
- За Wi-Fi в метро спасибо. Но сотовая связь в подземке работает по-прежнему плохо.
- Говорить спасибо за Wi-Fi пока рано. Когда сделаем его на всех линиях метро, а это произойдет к концу 2014 года, тогда и будет повод оценить эту работу. Создание качественной инфраструктуры для сотовой связи - это задача на ближайшие годы. Сейчас специалисты ищут технические решения, как это сделать быстро и без чрезмерных финансовых затрат.
- Когда будет завершена программа создания многофункциональных центров государственных услуг в каждом районе?
- Из 125 районов Москвы МФЦ работают уже в 98 районах. Новые центры открываются практически каждый месяц. Так что в 2016 году мы эту программу завершим. Кроме того, подавляющее большинство городских и федеральных услуг можно получить независимо от места жительства. Если в вашем районе пока не открыли МФЦ, уже сегодня можно обратиться в многофункциональный центр соседнего района.
- Этим летом многие москвичи стали чаще бывать на ВДНХ. А чем там можно будет заняться зимой?
- Можно будет погулять, подышать свежим воздухом, посетить ярмарки и выставки и, конечно, покататься на коньках на большом открытом катке.
За два-три года все жители хрущевок сносимых серий получат квартиры в новых красивых и современных домах улучшенной планировки.
До конца 2017 года мы ставим задачу открыть 40 новых станций метро, а также построить или реконструировать более 350 километров автодорог.
Никита Миронов