timelapse

«Землю под дороги застройщики отдают безвозмездно»

Темы в материале

Владимир Жидкин о привлечении инвесторов и рабочих местах для учителей, врачей и строителей.

В 2017 году исполнится 5 лет с того дня, как было законодательно закреплено присоединение к Москве новых территорий, превышающих прежние размеры столицы в 2,4 раза. «Сегодня мы видим, что очень многие люди действительно хотят переехать в новую Москву, и с каждым днем их становится все больше», – заявляет руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин. По его мнению, в новой Москве удается осуществить главный принцип развития – строить не просто жилье, а комфортную среду для жизни человека. Какие планы будут воплощены в наступившем году, Владимир Жидкин рассказал «Московской перспективе».

- Владимир Федорович, сколько новых жителей «прописалось» на территории за последнее время?

- Начну с другой цифры: с 1 июля 2012 года по сегодняшний день мы ввели уже более 10 млн кв. метров жилой и нежилой недвижимости. Эти объемы позволили обеспечить спрос на жилье около 100 тыс. человек, которые смогли официально зарегистрироваться в новых квартирах на территории ТиНАО. Всего же численность населения округов сегодня составляет более 330 тыс. человек.

Добавлю, только в прошедшем году мы ввели около 3 млн кв. метров недвижимости. Это было непросто, потому что инвестиционный климат усложнился, отмечен более низкий покупательский спрос, увеличение стоимости отдельных строительных материалов. Но мы рассчитываем и в этом году выйти на плановый объем ввода порядка 3 млн «квадратов».

По всем параметрам у нас есть возможность осуществить в наступившем году прорыв в нашем проекте. Причем, заметьте, «Новая Москва» – это самый крупный проект в Европе, аналогов которому нет ни по размаху, ни по стоимости, – ориентировочно 7 трлн. рублей.

- Как вам удается не отступать от заявленного принципа обустройства комфортной среды, тем более что кризис внес свои коррективы в планы девелоперов?

- Чтобы реализовать главный принцип, мы разбили его на 8 «подпринципов», которые позволят создать задуманное на присоединенных землях. Во-первых, это разработка градостроительной документации на всей территории – Генплана, территориальных схем, проектов планировок.

Вся территория разбита на крупные проекты планировок площадью 1000–2000 га, чтобы все проекты планировались одновременно и были связаны между собой.

- А также создаются 12 точек роста?

- Да. Это будут мини-города. Невозможно также переоценить важность дорожно-транспортной инфраструктуры. И, конечно, сегодня никак нельзя без современной инженерной инфраструктуры, когда линии электропередачи располагаются не на высоких опорах, а в земле, и коммуникации идут вдоль дорог. Мы сейчас как раз проектируем и строим такую инженерную инфраструктуру, а в 2017 году планируем ее ввод.

Кроме того, важно создание экологически благоприятной среды. Новая Москва выгодно отличается от исторической столицы своей экологией, больше половины занимают леса и реки, из крупных городов только Троицк и Щербинка. Такое преимущество необходимо сохранить. Для этого в префектуре ТиНАО даже создано специальное учреждение. В 2017 году будет развернуто строительство современных парков, которые также поддержат экологическую среду.

Мы используем комплексный подход к реализации проектов жилищного строительства: уделяем особое внимание строительству социальной инфраструктуры и формированию современного рынка труда.

И, наконец, восьмой принцип – это активное привлечение инвесторов. Львиная доля инвестирования в новую Москву происходит за счет внебюджетных источников.

- На какой стадии находится согласование Генплана и ПЗЗ?

- Генплан сейчас на завершающей стадии согласования. В начале года мы будем выносить его на правительство и в городскую Думу на утверждение и принятие закона.

Территориальная схема была утверждена ранее, мы по ней уже работаем.

Проекты планировок проходят публичные слушания. Недавно мы провели удачные слушания по шести проектам планировок. Эта работа будет продолжаться и в наступившем году. В ближайшее время начнем подготовку к проведению слушаний еще по одной партии проектов планировок.

Правила землепользования и застройки будут утверждаться в марте 2017 года. Документ со всеми согласован, дошлифовывается. Учитывая, что с 1 июля 2017 года наступает пресекательный срок, когда мы без Генплана, без ПЗЗ работать не сможем, они должны быть к тому времени утверждены.

- Застройщик в первую очередь строит дома, а инфраструктура вторична. К примеру, в одном из новых районов Коммунарки стоит несколько корпусов, а детский сад до сих пор не сдан. Есть какие-то механизмы, чтобы застройщик одновременно строил и инфраструктуру?

- Вопрос правильный. Но если застройщик начинает одновременно строить школу и детский сад, то возникает проблема финансирования. Сегодня деньги очень дорогие, поэтому детские учреждения начинают строить годом позже. Но когда школа и детский сад появляются к завершению второго года после сдачи, то разрыва в сроках жильцы практически не почувствуют.

С детским садом в Коммунарке отдельная история, связанная с приемкой этого объекта. Сначала мы должны были в детском саду только кухню доготовки делать. Потом была принята норма, что нужно делать столовую с общим приготовлением пищи. И хотя детский сад был готов еще в 2015 году, мы целый год не могли его ввести из-за изменившихся нормативов. А в принципе, мы следим за этим вопросом, и плановые показатели по вводу социальных объектов выполняются.

Мы продолжаем наращивать темпы строительства социальных объектов. За истекшие 4,5 года ввели более 40. Только за прошлый год задействовали больше 10 школ, поликлиник и детских садов. К примеру, открыта большая школа в Коммунарке. В нынешнем году строится школа-гигант в Летове на 2100 мест, ее возводит компания «Масштаб». Школа частная, платная. Рядом с ней пройдет дорога от Сосенок до Московского, которая будет завершена в 2017 году.

Всего в 2017 году мы построим на два-три социальных объекта больше, чем в предыдущем году. Только за счет АИП планируем ввести шесть детских садов и две школы, то есть соотношение строительства социальных объектов сместится в сторону бюджета. Но в основном они появятся не там, где инвесторы строят жилье, а в тех населенных пунктах, где был дефицит этих объектов.

- Насколько легко найти учителей, врачей для новых школ и поликлиник?

- Не скажу, что это происходит очень легко. Какое-то время уходит на заполнение новых объектов. В этом году мы открывали поликлинику в Новых Ватутинках. Ее построил «Инвесттраст» на внебюджетные деньги. На момент подготовки ввода объекта в эксплуатацию насчитывалось 30–40% служащих, принятых на работу. Но уже через три-четыре месяца она была заполнена полностью.

Сейчас пять-шесть школ объединены в одно учреждение. Мы только приступаем к строительству, а уже определен его директор и начинает формироваться штат. Благодаря этому, когда готовили к открытию школу в Московском, в последней декаде августа она была полностью укомплектована персоналом.

- Какие еще вакансии откроются в этом году и на каких объектах?

- Из созданных 100 тыс. мест 20 тыс. – это строительные профессии. Часть этих рабочих мест еще не заполнены, но помещения и корпуса готовы к тому, чтобы принять такое количество работающих. Основные крупные объекты – это «Индиго-парк» на 50 резидентов, различные производственно-складские объекты, офисный центр «Фуд-сити», административно-деловой центр, где мы активно строим здания для префектуры и других органов власти Москвы. Там же начато строительство крупнейшей больницы – более 100 тыс. кв. метров емкостью до 1 тыс. койко-мест. Недавно на ГЗК было принято решение о выдаче ГПЗУ на территории АДЦ библиотечному комплексу площадью 250 тыс. кв. метров. Проект в Рублево-Архангельском начинается – это не ТиНАО, но тоже территория новой Москвы.

- Есть ли планы по привлечению инвесторов в развитие транспортной инфраструктуры?

- Есть разные формы участия инвесторов. К примеру, мы с «Масштабом» находимся в завершающей стадии подписания соглашения о сотрудничестве между городом и этой крупнейшей компанией. Они готовы все свои земельные участки, где пройдут инженерные коммуникации и дороги, безвозмездно передавать городу. При этом часть магистральных дорог – пока мы говорим о 30–40 км – построить самим на своих территориях за счет собственных средств.

В целом в этом году ведется строительство почти 100 км дорог. Их структура позволит обеспечить свободное перемещение как в историческую Москву, так и по радиальным связям, а также в область.

Продолжаются работы по развитию дорожного каркаса новой Москвы. Завершен первый этап реконструкции Калужского шоссе. Ведется строительство четырех автомобильных путепроводов через ж/д пути в Переделкине, Щербинке, Кокошкине и Крекшине, открыть движение по которым предполагается во второй половине 2017 года.

Жанна Авязова