timelapse
Все темы

Диаметры дарят время

Темы в материале

Новый масштабный проект создания Московских центральных диаметров (МЦД) уже реализуется в столице. Две первые очереди – из Лобни в Одинцово и из Нахабино в Подольск – планируется запустить к началу 2020 года. Расчетный трафик составит более 90 млн пассажиров в год. Подробнее о новом транспортном каркасе рассказала «Московской перспективе» председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

– Юлиана Владимировна, москвичам уже хорошо знакомы аббревиатуры МЦК (Московское центральное кольцо), ЦКАД (Цент- ральная кольцевая автодорога) и другие. А вот сочетание МЦД для многих новое. В чем особенности этого проекта?

– Этот проект призван запустить через город электропоезда основных подмосковных направлений с интеграцией их с МЦК и метрополитеном. Идея заключается в том, чтобы интегрировать железные дороги в городскую транспортную систему метрополитена и облегчить сообщение между городом и ближним Подмосковьем, а в долгосрочной перспективе и с более удаленными от МКАД территориями.

В принципе, эта идея не нова: проект транзита электропоездов через Москву закладывался уже в Генплан 1971 года, но для того времени его реализация была слишком сложной с технической точки зрения, к тому же весьма затратной. Поэтому в те годы удалось лишь организовать сквозное движение поездов с Курского на Белорусское и Рижское направления через Алексеевскую линию.

Позднее интенсивное развитие Москвы заставило вернуться к этой идее, и новый проект в деталях был представлен чуть более года назад на встрече президента России Владимира Владимировича Путина с мэром Сергеем Семеновичем Собяниным и главой РЖД Олегом Валентиновичем Белозёровым. Глава государства одобрил проектное решение, и сейчас реализуются две первые очереди: МЦД-1 Лобня – Одинцово и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Затем в течение нескольких лет запланировано ввести еще три диаметра: Зеленоград – Раменское, Железнодорожный – Апрелевка и Пушкино – Домодедово. Таким образом, первые две очереди МЦД свяжут те районы и города Подмосковья, которые дают основной пассажиропоток в столицу – Лобня, Железнодорожный, Раменское, Подольск, Апрелевка, Одинцово, Нахабино, Зеленоград, Пушкино и Домодедово.

– Что это означает для жителей Подмосковья?

–   По оценкам специалистов, ежедневно на работу в Москву отправляются более 3 млн так называемых маятниковых трудовых мигрантов – это около 75% трудоспособного населения области. Многие из них затрачивают на проезд от двух до четырех часов – в зависимости от того, в каком районе города они работают. Проект МЦД призван сделать так, чтобы Москву можно было пересечь по любой диагонали менее чем за час без пересадок. Можете себе представить, как это облегчит жизнь и приезжим из Подмосковья, и самим москвичам, которые тоже терпят неудобства из-за повышенного трафика из области в часы пик. Кстати, речь идет не только о жителях Московской области, но и людях из сопредельных регионов, которые тоже ездят на работу в Москву.

– А что это даст с точки зрения поездки на большие расстояния внутри МКАД?

– Проект МЦД дает возможность сократить время поездок по внутригородскому трафику в 1,8 раза. Помните, какой невероятной популярностью почти сразу стала пользоваться Московская центральная кольцевая дорога? МЦД являются логическим продолжением глобального логистического проекта, призванного принципиально качественно изменить и улучшить внутригородское транспортное сообщение.

– Есть ли на сегодняшний день расчеты того, насколько снизится нагрузка на основные элементы московской транспортной системы?

– Разумеется. Есть расчеты, смоделированы логистические ситуации до и после реализации проекта. Нагрузка на автодороги снизится на 15–20% в зависимости от направления. Вокзалы разгрузятся примерно на 20%. По оценкам экспертов, изменения к лучшему почувствуют около 6 млн человек, перемещающихся по Москве и ближнему Подмосковью. Пропускная способность каждой линии МЦД в часы пик составит 12 пар поездов в час, а в сутки по веткам будут проходить минимум 170 пар поездов.

– Такой масштабный проект предполагает тесное взаимодействие главных его участников – правительств Москвы и Московской области, а также ОАО «РЖД». Как идет совместная работа?

– Очень конструктивно, а главное, достаточно быстро, особенно если учесть масштабность задач. Например, если говорить о Москомархитектуре, то нашим специалистам по линии МЦД предстоит разработать 28 проектов планировки территорий для первых двух диаметров. В проектах предусматривается комплексное развитие прилегающих территорий, магистральной и местной улично-дорожной сети, строительство транспортных сооружений, таких как эстакады, тоннели и внеуличные пешеходные переходы, а также развитие маршрутной сети наземного пассажирского транспорта и его инфраструктуры. Все эти меры будут направлены на создание комфортных условий пользования МЦД.

На сегодняшний день один проект уже утвержден, шесть находятся в работе. В ближайшей перспективе будет разработана градостроительная документация еще на 21 участок. Не позднее начала 2020 года все проекты планировки территорий (ППТ) должны пройти публичные слушания.

– На какой стадии сейчас находится реализация проекта? Каковы планы на ближайшую перспективу?

– Если говорить о МЦД-1, на данный момент идет интенсивное строительство на Смоленском направлении – это два главных пути по маршруту Москва – Одинцово протяженностью 48 км. Уже организованы так называемые оборотные станции Одинцово, Нахабино, Лобня, Подольск, а также ряд транспортно-пересадочных узлов. Построена платформа Новохохловская, введена в эксплуатацию платформа Окружная на Савеловском направлении, перенесена ближе к МЦК платформа Ленинградская на Рижском направлении. В рамках реализации проекта МЦД-2 запланировано построить шесть новых платформ – Пойма, Волоколамская, Щукинская, Курьяново, Марьина Роща и Печатники.

Для пуска второй очереди МЦД необходимо построить несколько соединительных железнодорожных путей между Киевским и Смоленским направлениями МЖД. Кроме того, необходима реконструкция Митьковской ветки и соединительного пути между Курским и Павелецким направлениями. Все эти работы запланированы и пройдут в свой срок.

– Как МЦД интегрируются в транспортную систему Москвы?

– По тому же принципу, как интегрировалось МЦК: посредством оптимизации расположения платформ, организации ТПУ и двухуровневых переходов через железнодорожные пути. Параллельно идут благо-
устройство территорий, прилегающих к ТПУ, и привязка маршрутов наземного общественного транспорта.

– Назовите, пожалуйста, основные пункты пересадки с других видов транспорта на МЦД.

– На МЦД-1 это пересадочные узлы Кунцево-1, Тестовская, Белорусский и Савеловский вокзалы, Дмитровская, Петровско-Разумовская и Окружная. На МЦД-2 – на платформах Ленинградская, Дмитровская, Марьина Роща, Ржевская, Каланчевская, Курский вокзал, Текстильщики и Печатники. Где это возможно, платформы МЦД будут соединены с метро и МЦК переходом по типу «сухие ноги».

– У любого масштабного проекта есть своя идеология, концепция, которая должна отвечать глобальным вызовам современного градостроительства, обустройства городской среды. Как бы вы сформулировали идеологию проекта МЦД?

– В первую очередь существует концепция современного московского градостроительства, которую правительство Москвы последовательно реализует на протяжении последних лет. Основной ее принцип – создание современных, комфортных и доступных городских пространств, максимально удобных для жителей. Что же касается МЦД, то этот проект укладывается в один из самых востребованных сегодня трендов – интеграции городской и пригородной транспортной инфраструктуры. Речь идет не просто об улучшении связей, сообщения между городом и областью, а о создании единого транспортного каркаса для огромной агломерации. В этот каркас включены все виды транспорта – от электропоезда до маршрутных такси и канатных дорог. По этому пути идут европейские мегаполисы – Барселона, Париж, Вена и другие. Но по темпам строительства, реализации глобальных транспортных проектов Москва сегодня – один из признанных мировых лидеров. У меня нет сомнений в том, что эти темпы в будущем станут только возрастать.