Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

"Российская газета": Дорога не догонит автомобиль

Темы в материале:

Градостроительная политика

Парковки

6 мар. 2013 г. 12:52

Ни один объект в Москве теперь не будет строиться больше трех лет.

Строительство метро в столице на глазах набирает темпы. В 2011 году введено в строй 4,5 км новых линий, в 2012-м - 8,5, в этом планируется 14, до 2016-го - 60! И все-таки реально ли это - всего за девять лет - до 2020 года к имеющимся 300 км линий подземки добавить еще 150, как обещает правительство Москвы? С этого вопроса начался в "РГ" "деловой завтрак" с заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

Другого не дано

Марат Шакирзянович! За 2013 год Москва намерена вложить в развитие метро 160 миллиардов руб. Даже для ее более чем полуторатриллионного бюджета это очень много. Разумно ли тратить такие деньги? Жили же мы как-то раньше...

Марат Хуснуллин: Отмечу: и эти расходы для города еще не пик. В 2010 году, когда мы начали оценивать программу развития метро, бюджетом было предусмотрено 8 миллиардов. В 2011-м мы вышли на 50 миллиардов, в 2012-м - на 100, в этом будет 160-170, а к 2015 году - и все 200. К этому времени предстоит сделать основные заделы программы, зайти на все объекты. Да, метро очень дорого, но оно и самое выгодное. Не строить его мы просто не можем. И вот почему. Сейчас в Москве официально проживает 12 миллионов жителей, каждый год их число прирастает на 1%, да еще приезжают люди на работу. На 5-6% увеличивается в городе машин. А улично-дорожной сети - в 2-3 раза меньше, чем в любом мегаполисе мира. Построить дорог вдвое больше нельзя - негде. Да, мы реконструируем вылетные магистрали и выжмем из них все, что возможно. Но это лишь добавит по полосе для общественного транспорта, на котором ездят 80% москвичей. Не для автомобилистов!

Остается два резерва. Первый - построить дополнительные железнодорожные пути и повезти пассажиров железкой, и мы в этом году уже начинаем и проектировать, и строить их. Второй и главный все-таки резерв - метро, развитие которого не ограничено технически. К тому же оно самое удобное и быстрое. Поэтому мы запланировали построить 150 километров линий и тем самым привести Москву по обеспеченности метрополитеном к нормативам, сопоставимым с другими городами мира. Например, Нью-Йорком, Лондоном... Если сейчас 22% населения города, или более 2 миллионов человек, не имеют его в пешеходной доступности, то есть на расстоянии километра от дома, то к 2020 году без подземки по соседству останется 7%, то есть 700 тысяч жителей.

14 км линий должны добавиться за этот год. Реально?

Марат Хуснуллин: Вполне. Мы должны ввести в эксплуатацию станции "Деловой центр" и "Парк Победы" на Калининско-Солнцевской линии, станции "Битцевский парк" и "Лесопарковую" на Бутовской ветке и еще три станции на Таганско-Краснопресненской - "Лермонтовский проспект", "Жулебино", Котельники". Итого - ровно 14 км.

Создается впечатление, что на Третьем пересадочном контуре работы стоят, по крайней мере, неподалеку от нашей редакции газеты, на Нижней Масловке?

Марат Хуснуллин: Здесь идут публичные слушания, на которые по закону города отводится 90 дней. Как и жители любого мегаполиса, москвичи чаще всего не согласны со стройкой по соседству. В результате многие месяцы уходят на обсуждение. И лишь потом мы утверждаем проект планировки, сдаем документы на экспертизу и, наконец, начинаем полномасштабное строительство.

Станцию "Нижняя Масловка" планировалось ввести в эксплуатацию в 2015 году. Это еще возможно?

Марат Хуснуллин: Пока да. По каждой линии есть технологический срок строительства. Мы его уже сократили на 30%. Теперь можно сокращать только бумажную и организационную часть работы. Но если критический срок начала самой стройки переступить, то сдвинется и ввод станции. Словом, если "Нижнюю Масловку" за полгода не начнем строить, то в 2015-м мы ее уже не сдадим.

А что со строительством самой глубокой станции - "Петровской-Разумовской", которая будет ниже уровня земли более чем на 60 метров?

Марат Хуснуллин: Идет по графику, хотя дается это не просто. Станция глубокого заложения. В Москве такие участки остались лишь на Люблинско-Дмитровской линии (ст. "Петровско-Разумовская") и часть Калининско-Солнцевской линии ("Третьяковская" - "Деловой центр"). Они очень тяжелые. Работы там ведутся вручную, шахтным дедовским способом, когда породу взрывают мелкими зарядами - на такую глубину проходческий щит погрузить нельзя. Технологически такое строительство медленное, очень дорогое и требует повышенных мер безопасности. Поэтому закончим эти участки и таким способом строить больше не будем. Я потратил год жизни, чтобы, по возможности, все станции из глубокого заложения поднять на мелкое. В результате город на каждой станции экономит порядка полутора миллиардов рублей, а сроки строительства сокращаются в среднем на два года.

Под знаком Светланы и Любови

Прежде в район Солнцево обещали дотянуть Сокольническую ветку метро, а сейчас решили строить новый радиус. Какая в этом необходимость?

Марат Хуснуллин: Если бы мы продолжили линию от "Юго-Западной" до Солнцево, как планировалось, жители нас потом бы прокляли! Потому что в районе Румянцево, вокруг Внуково выдано разрешений на строительство нескольких миллионов квадратных метров недвижимости. И куда бы поехали люди из этих новостроек? Конечно, в Солнцево. А учитывая, что запас пропускной способности этой ветки всего порядка 20% , то после "Юго-Западной" в метро никто не смог бы больше сесть.

Вот почему мэр, правительство Москвы приняли сложное решение, которое стоит на 70 миллиардов дороже, - построить от Раменок до Солнцево новую полномасштабную ветку метро, протяженностью порядка 20 км и с пропускной способностью 50 тысяч пассажиров в час. Это целый новый радиус, каких в Москве не строили уже 15 лет. В Солнцево он придет в 2016-м, далее, в Переделкино - в 2017-м.

А Румянцево, куда тоже обещали подвести подземку, в итоге останется без метро?

Марат Хуснуллин: И в Румянцево, и в Саларьево метрополитен тоже придет, продлим ту самую Сокольническую ветку. Эта часть присоединенных территорий не так населена и пропускной способности линии вполне хватит. Румянцево и Саларьево планируем пустить в 2014 году. Хотя эти сроки на грани возможного. Вообще во всем мире подготовка к строительству проектов такого уровня занимает минимум два года, а мы в ручном режиме делаем за полгода. На принятие решений по всем 150 км новых линий подземки ушло полтора года!

Что же хитрого? Сели и решили...

Марат Хуснуллин: Не скажите. Что значит - решение? Это сделать трассировку, изучить все подземные коммуникации, кому принадлежат, сколько времени и денег потребуется на их вынос, увязать с проектом и перспективой развития. Огромная работа! Но метро - приоритет, поэтому мы максимально мобилизовались.

На коллегии стройкомплекса по итогам 2012 года вы сказали, что Москве к 20 тысячам работающих на стройке метро добавите 12 тысяч. Где наберете? Ведь собраны уже кадры со всего бывшего Союза, к тому же Федеральная миграционная служба сейчас жестко высылает всех нелегально работающих мигрантов.

Марат Хуснуллин: В Сочи строители освобождаются. Кроме того, готовы включиться в работу специалисты из Харькова, Киева, из Белоруссии. Практически договорились с испанскими строителями. У них есть опыт - построили 120 км метро в Мадриде, где линии очень схожи с нашими по условиям строительства. Но упор делаем на механизацию. Это повышает производительность труда на стройке, уменьшает число занятых людей.

Сколько сейчас работает проходческих щитов?

Марат Хуснуллин: 13, к концу года будет 22. Есть график, на котором указана каждая линия со всеми тоннелями и щитами. У метростроителей традиция такая - дают проходческим щитам женские имена. Вот и следим, где у нас сегодня идет Светлана, где Любовь, какая скорость проходки, когда выйдут на поверхность.

ТПУ для инвестора

А инвесторам не предлагали принять участие в строительстве метро?

Марат Хуснуллин: У нас есть концепция: проектируем метро до выхода на поверхность, а наземную часть, если возможна дополнительная площадь, выставим на аукцион для инвесторов.

Когда ТПУ начнете строить?

Марат Хуснуллин: В рамках метрополитена определили первые 15 транспортно-пересадочных узлов, по первым трем - на станциях "Алма-Атинская", "Новокосино" и "Котельники" - приступили к проектированию. Спрашивается, зачем ТПУ? Кроме комфорта для пассажиров, которые будут пересаживаться с одного вида транспорта на другой под теплой крышей, это еще скорость пересадки. Благодаря ей мы сможем поднять эффективность магистралей, метро и железной дороги.

Автомобилизацию не догнать

Параллельно строители занимаются реконструкцией автодорог и строительством новых...

Марат Хуснуллин: Да. Сначала реконструкция, затем сооружение Восточной, Северо-Западной и Южной рокад, которые мы замкнем. И все, на этом с дорогами остановимся. Пытаться опередить с их помощью автомобилизацию не имеет смысла.

А дублеры у Кутузовского проспекта появятся?

Марат Хуснуллин: Мы их оба - и Северный, и Южный, начнем строить в конце этого - начале 2014 года. С Южным проще - пройдет по незастроенным территориям, от железной дороги Киевского направления. Фактически он выйдет на МКАД и будет связан с общей сетью дорог на Сколково. Строить будем за счет города. К 2016-му хотелось бы закончить оба дублера.

Они будут платными?

Марата Хуснуллин: Северный, скорее всего, будем платным, а Южный - бесплатным.

Будут ли, наконец, строиться связки между соседними улицами? Их остро не хватает. Чтобы с Очаковского шоссе попасть, например, на Большую Очаковскую улицу, надо выехать на Минское шоссе и выписать немало кругов.

Марат Хуснуллин: Запроектировано порядка 20 таких связок, и часть из них уже строится. Но хочу заметить, что Северо-Восточная, Северо-Западная и Южная рокады, - это тоже связки, только крупные, для основного потока транспорта.

Прозвучало много возражений по поводу Северо-Западной хорды. Вы встречались с жителями. Внесены какие-то изменения в проект?

Марат Хуснуллин: Трасса планировалась из шести полос движения в каждую сторону. Для того чтобы можно было проехать из одного микрорайона в другой без выезда на основную магистраль, хотели проложить боковые проезды. В противном случае, выезжая на основную магистраль, водители затрудняют движение и "скрадывают" одну полосу. Но жители домов в районе Северо-Западной хорды сказали: дублеры не нужны. Проектировщики убрали их, хотя, признаюсь, с великим сожалением, так как сквозного проезда по трассе уже не будет и это снизит ее пропускную способность. По просьбе жителей так же отказались от строительства эстакады на улице Большой Академической. Они сказали: будет шумно. Будем строить подземный тоннель. В итоге стройка продлится на год дольше - планировали пустить в 2015-м, но из-за задержек сможем только в 2016-м. К тому же для города окажется на миллиард дороже, а это 4 детских сада. Такова цена решения.

Алабяно-Балтийский тоннель пустите, как обещали, в мае?

Марат Хуснуллин: Могли бы запустить его и в прошлом году, но если не едет Большая Академическая, то запускать тоннель нецелесообразно. По Большой Академической произошла корректировка проекта после публичных слушаний. Но до конца года связка Алабяно-Балтийского тоннеля с Дмитровкой должна поехать. В любом случае, надеюсь, что этот тоннель - последняя стройка в городе, которая идет шесть лет. По новой адресно-инвестиционной программе ни один объект не должен возводиться более трех лет.

Есть еще один долгострой: площадь у Белорусского вокзала, перекопанная с 2006-го... Вы обещали вернуть ей первоначальный облик в 2014 году. И вдруг проект снова отправили на доработку...

Марат Хуснуллин: Да, и тут после публичных слушаний. Жители заявили, что разворотная эстакада подходит к их окнам слишком близко. Теперь три месяца уйдет на доработку проекта.

Каждую субботу, кроме объезда строительных площадок, вы в последнее время встречаетесь с жителями административных округов столицы...

Марат Хуснуллин: Массовая стройка по всему городу вызвала очень много вопросов, непонимания у людей. Они часто не знают, кто копает, зачем копает... Нужна оперативная обратная связь. Вот мы и дали возможность задать интересующие вопросы и получить ответы.

Два года назад вы подсчитали: улично-дорожная сеть столицы занимает всего 8% ее площади, тогда как в большинстве мегаполисов мира в два-три раза больше. В результате работы, которая сейчас ведется по увеличению дорог, насколько увеличится их доля?

Марат Хуснуллин: У нас 3,6 тысячи км дорог. Строим еще 340. Значит, до 2016 года прибавится 10%. С 2017-го масштабным дорожным строительством больше заниматься не будем. Сосредоточимся на железной дороге и метро.

Не спешите ложиться под бульдозер

Как идет освоение новых территорий?

Марат Хуснуллин: К сожалению, за переходный период, пока столице передавали эти земли, там выдали разрешений на строительство еще на 15 с лишним миллионов кв. м недвижимости. Их пришлось подвергнуть ревизии.

Это может вызвать протест?

Марат Хуснуллин: Там крупные инвесторы. Они понимают, что капитализация их земель с вхождением в состав столицы поднялась.

Дачники боятся попасть со своими грядками и домами под нож бульдозера, особенно, если Госдума примет закон "Об изъятии земель".

Марат Хуснуллин: Мы не собираемся дачи сносить. Когда появятся дороги, коммуникации, начнется нормальный эволюционный процесс, в ходе которого люди сами построят на своих участках нормальные дома. Меня больше беспокоит другое. Было, скажем, огромное поле площадью 100 гектаров. Сейчас оно размежевано и продано под индивидуальное жилищное строительство. А где школа, где больница, детский сад? Вот в таких случаях, если это не будет исправлено, мы и будем прибегать к новому закону "Об изъятии земли", когда он будет принят. Приведу вопиющий пример, с которым столкнулись. В котловане диаметром 400 метров, где в Жулебино строится станция метро "Лермонтовский проспект", целый год стоял неснесенный дом. Даже не дом, развалюха. За это время в него прописалось человек 15 или 16. Они запросили 160 миллионов рублей. Крепкого вида молодцы с машинами охраняли дом денно и нощно. Произошло это потому, что собственность на строение удивительным образом была оформлена перед самым принятием решения о строительстве станции. И вот так мы строили станцию, продолжая судиться.

Но дом все-таки снесли?

Марат Хуснуллин: Лишь неделю назад. После того, как прошли через все суды и выиграли их. Но кто заплатит за потерянное время? Вот и получилось: станция с одной стороны построена, а с другой к ней было не подступиться.

Мнение, что площадь Москвы увеличилась в два с половиной раза для ее же пользы, сейчас не модно. Гораздо чаще проект пинают. А вы что думаете о нем?

Марат Хуснуллин: Хочу напомнить, что развиваться и дальше в своих границах город не может. Для присоединения оставался один сектор Московской области, еще не застроенный, - с юго-запада, который и стал Москвой. Если бы этого не произошло, то застройщики там построили бы еще 30 млн кв. м жилья, обитатели которого потянулись бы на работу так же в столицу. И еще больше заблокировали бы дороги. Теперь появилась возможность обеспечить жителей Москвы и Подмосковья рабочими местами в новых округах. Взять Рублево-Архангельское, дай Бог, чтобы там создался финансово-деловой центр. Это сразу 100 тысяч рабочих мест. И большая часть жителей Красногорского района смогут там работать. Или спрашивают: зачем присоединили Сколково? А это еще 100 тысяч рабочих мест. Кроме того, строительство вместе с операциями с недвижимостью дает городу 300 млрд руб в год. Благодаря им москвичи имеют дополнительные соцгарантии - на ежемесячные доплаты к пенсиям, выплаты многодетным семьям, субсидии на оплату коммуналки. Прекратим строить, денег не будет. Чудес не бывает...

А убитые промзоны внутри самой Москвы по-прежнему не тронуты, чернеют на карте столицы...

Марат Хуснуллин: Еще в прошлом году мы приняли решения по 10 млн кв. м строительства недвижимости на этих территориях, в проработке еще 20 проектов. Думаю, за три года разберемся полностью со всеми промзонами. Их собственникам мы готовы при реновации разрешить построить какой-то процент жилья, чтобы их экономика стала лучше. Но главное, конечно, чего ждет от них город, - это создание рабочих мест. Принцип такой. Если в какой-то промзоне работает тысяча человек, то и новым проектом должно быть предусмотрено не менее тысячи рабочих мест.

Читатели "РГ" волнуются, будут ли московские власти сносить пяти-девятиэтажки несносимых серий?

Марат Хуснуллин: Пока не закончим со сносимыми сериями, а еще 348 домов ждут своей очереди, приступать к другим проектам не будем. Мы планировали завершить эту работу в 2014-м, но не успеваем. Причин несколько. И изменение российского законодательства, из-за которого теперь нельзя предоставлять землю инвесторам без аукционов под строительство стартовых домов и расселение, и отмена предоставления новоселам из сносимых домов квартир большей площади, чем у них были, произошедшая по требованию прокуратуры. Из-за этого 40 домов стоят - большинство жильцов переехали, а несколько семей продолжают судиться, так как они не согласны с выделяемыми метрами. Вот и стоим. И старый дом не снесешь, и новый не построишь... Чтобы ситуацию подтолкнуть к скорейшему завершению, большую часть сноса город решил произвести за счет своего бюджета, за инвесторами осталось всего 136 домов. Так что в 2015 году большинство жителей выедут из своих пятиэтажек первых индустриальных серий и справят новоселья.

Любовь Проценко
Фото: Сергей Савостьянов

"Российская газета"

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Марат Хуснуллин

Другие материалы по теме

11 мар. 2013 г.
"Коммерсант": Марат Хуснуллин: я вообще на критику стараюсь не обращать внимания
"Коммерсант": Марат Хуснуллин: я вообще на критику стараюсь не обращать внимания
19 мар. 2013 г.
Около 150 транспортно-пересадочных узлов появится в столице уже в этом году
Около 150 транспортно-пересадочных узлов появится в столице уже в этом году
13 мар. 2013 г.
"Коммерсант": "Основная наша задача - обеспечить Новую Москву транспортной доступностью"
"Коммерсант": "Основная наша задача - обеспечить Новую Москву транспортной доступностью"
25 февр. 2013 г.
"Интерфакс": Проблемы есть, но у нас хорошие перспективы решения
"Интерфакс": Проблемы есть, но у нас хорошие перспективы решения
6 мар. 2013 г.
М. Хуснуллин: в Солнцево метро придет в 2016 году, а еще через год - в Переделкино
М. Хуснуллин: в Солнцево метро придет в 2016 году, а еще через год - в Переделкино
6 мар. 2013 г.
М. Хуснуллин: к 2015 году на строительство метро будет расходоваться 200 миллиардов рублей
М. Хуснуллин: к 2015 году на строительство метро будет расходоваться 200 миллиардов рублей
26 февр. 2013 г.
Старая гвардия снова в строю
Старая гвардия снова в строю
22 февр. 2013 г.
Завтрак на троих
Завтрак на троих

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 16:25
Поликлиника, стадион, паркинг: мэр обсудил с москвичами важные городские проекты
4 дек. 2025 г. 15:35
В Москве реорганизован Департамент градостроительной политики
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице

Просмотренные материалы

Владислав Овчинский: завершено строительство делового квартала в районе Нагатинский Затон
В Москве объявлены победители и лауреаты фестиваля «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей»
Политехнический музей откроют после реконструкции в ноябре 2020 года
Москва построит почти 900 тыс. кв. м жилья на средства бюджета в 2018 году
Жилой комплекс «Лучи» с пешеходным бульваром
С января Москва выдала разрешения на строительство 4,5 млн «квадратов» недвижимости
В 2015 году планируется начать строительство Парламентского центра в Мневниковской пойме
В Москве разработаны серии домов, которые позволят жильцам экономить на услугах ЖКХ

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика