timelapse

Марат Хуснуллин: «На пересечении МКАД и Можайского шоссе уже открыты четыре эстакады, еще две планируем ввести к концу года»

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин в интервью Порталу Стройкомплекса рассказал, сколько всего эстакад появится на пересечении Можайского шоссе и МКАД, когда завершится реконструкция Можайки и о том, какие дороги будут реконструированы на западе столицы и в целом в Москве в ближайшем будущем.

- Марат Шакирзянович, на прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин открыл очередную эстакаду на пересечении МКАД и Можайского шоссе. Сколько всего эстакад строится в составе этой транспортной развязки?

- Реконструкция клеверной развязки МКАД - Можайское шоссе предусматривает строительство четырех эстакад и двух путепроводов. В районе этой развязки будет установлено больше 3,3 километра шумозащитных экранов, а также обустроены боковые проезды, заездные карманы и съезды общей длиной 12,76 километра. Здесь появится два надземных пешеходных перехода - через МКАД и Минское шоссе и один подземный переход - через Можайское шоссе. Кроме того, дорога будет оснащена автоматической противогололедной системой. Здесь будет возведен новый пост ДПС, а на территории Московской области построят блочную распределительную трансформаторную подстанцию.

Чтобы выполнить все это, строителям придется переложить из зоны проведения работ почти десять километров инженерных коммуникаций - это титанический труд! Всего в рамках реконструкции «клеверного листа» будет построено 15,8 километра новых дорог.

- Сколько эстакад из шести уже открыты?

- 16 октября мэр Москвы Сергей Собянин открыл уже вторую эстакаду и второй путепровод. Теперь по новой двухполосной эстакаде автомобилисты, двигаясь по внешней стороне МКАД, смогут выехать на Можайское шоссе в направлении центра города.

Трехполосный путепровод через МКАД позволит с Минского шоссе попасть на съезд на внутреннюю сторону кольцевой. В этот же день был, кстати, открыт и боковой проезд вдоль нечетной стороны Можайского шоссе. Его длина - 840 метров.

Таким образом, было открыто 1,9 километра новых дорог. А если считать в однополосном исчислении, то длина открытых дорог составила 4,3 километра.

Ранее, 8 августа 2014 года, «поехала» эстакада, по которой с внутренней стороны МКАД можно выехать на Можайское шоссе в сторону центра. Еще раньше был введен в эксплуатацию путепровод: по нему автомобилисты, которые едут по Можайскому шоссе из города, могут съехать на внешнюю сторону кольцевой автодороги.

- Когда завершатся все работы?

- По двум оставшимся эстакадам на территории города работы практически завершены, там даже уложено асфальтобетонное покрытие. Если удастся решить вопрос по освобождению территории со стороны области, то движение по эстакадам можно будет открыть уже до конца этого года.

- Какой эффект ожидается от реконструкции этой развязки?

- Пропускная способность Можайской развязки, по предварительным расчетам, вырастет на 25%. Это повлияет на загруженность участка МКАД в районе 54 – 55-го километра и существенно облегчит транспортную ситуацию на Можайском шоссе при въезде в город. Ликвидация пробок и, соответственно, увеличение скорости движения транспорта улучшат экологическую ситуацию в районе развязки, поскольку автомобиль в движении выделяет гораздо меньше вредных веществ, чем автомобиль, стоящий в пробке.

- В чем в принципе заключается суть реконструкции таких клеверных развязок?

- Развязки типа «клеверный лист», давно исчерпавшие свою пропускную способность, мы реконструируем в современные направленные съезды-эстакады и тоннели, которые эффективно справляются с большим потоком автомобилей. Такие съезды исключают переплетение транспортных потоков, когда одни автомобили еще не успели съехать с развязки, а им уже преграждает путь другая вереница машин, пытающихся на развязку въехать.

На той же развязке МКАД - Можайское шоссе мы хотим отделить транзитные потоки автомобилей, двигающихся по «кольцу» и шоссе, от машин, намеревающихся повернуть и съехать на пересекающую трассу.

- Какие еще развязки с МКАД уже реконструированы? И по каким объектам работы планируется начать в ближайшее время?

- В этом году мы уже завершили реконструкцию развязки на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом. До конца года закончим работы на развязке МКАД - Мичуринский проспект. Движение по одному из крупных объектов в составе этой развязки - эстакаду со стороны Боровского шоссе с выездом на МКАД - 21 октября открыл мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Важно, что на эстакаде предусмотрена выделенная полоса для общественного транспорта, которая свяжет районы Солнцево и Ново-Переделкино. Эстакада улучшит пропускную способность Мичуринской развязки на 20 - 25 процентов. Кстати, объект был сдан с опережением срока. Всего же в составе развязки на пересечении МКАД с Мичуринским проспектом будет построено 11 километров дорог.

Выполнен также большой объем работ на развязке МКАД - Дмитровское  шоссе, открыто движение транспорта по крупным эстакадам, что значительно улучшило на данных участках дорожно-транспортную ситуацию. Мы также ведем работы по реконструкции развязок МКАД - Каширское шоссе, МКАД - Ленинский проспект, МКАД - Рязанский проспект.

До конца этого года начнем реконструкцию развязки на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей, а также приступим к реконструкции самого Калужского шоссе, являющегося продолжением Профсоюзной улицы за пределами МКАД, многокилометровый участок которого проходит по территории «новой Москвы».

А уже в следующем году будет построен участок Северной рокады от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы, что является продлением платной автодороги Санкт-Петербург - Москва на территории города.

- Известно, что реконструкция развязок на МКАД - лишь часть работы по комплексной реконструкции кольцевой автодороги. Что еще предусматривает этот масштабный проект?

- Проект реконструкции МКАД предусматривает, в первую очередь, как я уже говорил, реконструкцию развязок типа «клеверный лист» в развязки с направленными съездами. Это - ключ к решению проблемы автомобильных пробок на кольцевой автодороге, являющейся скоростной магистралью первого класса, и на прилегающих к ней участках вылетных магистралей. Поэтому строительству направленных съездов уделяется первоочередное внимание. Во-вторых, будут построены дублеры у крупных торговых и офисных объектов - дополнительные боковые проезды шириной от двух до четырех полос с разворотными эстакадами. В-третьих, проект предусматривает строительство полос для торможения и разгона на участках МКАД, где расположены кафе, заправки или станции техобслуживания. Кроме того, на участках, где количество полос на въезд и выезд из города неодинаково, для баланса будут оборудованы дополнительные полосы.

- Марат Шакирзянович, какова ситуация с реконструкцией самого Можайского шоссе?

- Реконструкция Кутузовского проспекта и Можайского шоссе имеет большое значение для всей дорожной ситуации на западе Москвы. Поскольку Можайка - главные ворота международного транспортного коридора «Транссиб», соединяющего российскую столицу с Европой. Этой магистралью регулярно пользуются 2,5 миллиона москвичей, жителей Подмосковья, а также западных регионов России.

Основные объекты на этой трассе - Можайский путепровод и двухкилометровая эстакада - уже построены и были введены в эксплуатацию. Таким образом, на западе города мы получили магистраль, которая стала бессветофорной на протяжении 14 километров - от МКАД до Краснопресненской набережной.

После реконструкции Можайское шоссе и Кутузовский проспект станут комфортными не только для автомобилистов, но и для пассажиров общественного транспорта. Здесь появятся выделенные полосы, по которым будут двигаться только автобусы, троллейбусы и маршрутные такси.

Надо сказать, что работы по всем объектам реконструкции Можайского шоссе ведутся со значительным опережением графика. Есть уверенность, что к декабрю 2014 года они будут в основном завершены.

- Магистраль стала бессветофорной только в черте города, а есть какое-то понимание, что будет с Минским шоссе, которое продолжает Можайское за МКАД?

- Безусловно, необходимо реконструировать Минское шоссе - федеральную автомобильную дорогу М-1 «Беларусь». Эти работы уже ведут наши коллеги из федеральной структуры - ГК «Автодор». Здесь реконструкция коснется комплексного обустройства самой трассы и строительства двух транспортных развязок. Строительно-монтажные работы начались, развязку на 27-м километре планируют завершить в 2016 году, развязку на 19-м километре (она будет вести к инновационному центру «Сколково») - ориентировочно в 2014 году.

- Какие еще дороги будут построены или реконструированы в ближайшем будущем в западном секторе Москвы и в целом в городе?

- В дальнейшем в западной части Москвы планируем привлечь инвестора на строительство Северного дублера Кутузовского проспекта - магистрали, которая соединит Московский международный деловой центр «Москва-Сити» с трассой «Обход города Одинцово». Этот дорожный проект позволит перераспределить автомобильные потоки на западе столицы, частично разгрузить от транспорта центр Москвы и снизить транспортную нагрузку на участок МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе.

Напомню, что в этом году была введена первая очередь Молодогвардейской развязки на МКАД, которая стыкует «Обход города Одинцово» с кольцевой автодорогой.

Одна из задач, которую поставил перед Стройкомплексом Москвы мэр Сергей Собянин - обеспечить дорогами инновационный центр «Сколково». Для этого мы планируем реконструировать улицы Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка с выходом на Можайское шоссе, улицу Рябиновая. Будет реконструировано Сколковское шоссе до Московской кольцевой автомобильной дороги. Предстоит реконструировать улицу Генерала Дорохова и построить две транспортные развязки на пересечении этой улицы с Аминьевским шоссе и МКАД. Предположительно, основные строительно-монтажные работы завершим в 2016 - 2017 годах.

Всего же в настоящее время в Москве ведется реконструкция девяти основных вылетных магистралей. По пяти из них работы завершены и получены разрешения на ввод в эксплуатацию: это Варшавское шоссе от МКАД до Садового кольца, Ленинградское шоссе от метро «Сокол» до МКАД, Ярославское шоссе от МКАД до Садового кольца, Каширское шоссе от МКАД до пересечения с Варшавским шоссе, участок Рублевского шоссе - Балаклавского проспекта от МКАД до пересечения с Варшавским шоссе.

По четырем объектам продолжается реконструкция. Это, как я уже говорил, работы на Можайском шоссе от МКАД до Садового кольца, на шоссе Энтузиастов от МКАД до Садового кольца, на Щелковском шоссе от МКАД до Садового кольца и Рязанском проспекте от Садового кольца до границы с Московской областью.

- Марат Шакирзянович, недавно на заседании правительства Москвы была одобрена Адресная инвестиционная программа (АИП) на 2014 - 2017 годы. На строительство метро и дорог предусмотрено почти 70% всего объема финансирования программы. Почему именно на транспортное строительство?

- Для города нет задачи важнее, чем развитие транспортной инфраструктуры, и в первую очередь - общественного транспорта. В Москве ежегодно прибавляется по 300 - 400 тысяч автомобилей, но по показателям плотности дорожной сети мы пока отстаем от других крупнейших мировых мегаполисов. У нас плотность составляет около 3,5 километра на один квадратный километр, при этом в Берлине этот показатель - 8,6 километра на один квадратный километр, в Лондоне - 9,3, в Токио - 10,6, в Нью-Йорке - 12,4, в Париже - 15!

Чтобы преодолеть отставание, нужно строить не только метро (хотя оно у нас в приоритете как основной вид общественного транспорта в Москве), но и наращивать объемы и темпы дорожного строительства. При этом, реализуя масштабную программу по строительству и реконструкции дорог, мы делаем упор на выделение специальных полос для движения общественного транспорта, чтобы дать ему «зеленый свет». Тогда можно будет точно рассчитать свое время в пути, автобусы будут ходить по четкому графику, не будет заторов, будет обеспечено безопасное движение.

Вот почему львиную долю финансирования АИП, а именно - свыше одного триллиона рублей (это действительно почти 70% от общего объема Адресной инвестиционной программы), составляют расходы на развитие транспортной инфраструктуры. При этом более 600 миллиардов рублей будет направлено на строительство метро и более 330 миллиардов рублей - на строительство и реконструкцию объектов дорожно-мостового хозяйства.

Это позволит нам за четыре года построить в Москве 388 километров дорог, что в два раза больше, чем было построено за прошедшие три года (когда мы сдали 197 километров дорог), возвести 75 новых пешеходных переходов и 90 искусственных сооружений - мостов, эстакад, путепроводов. Программа, безусловно, масштабная, но нет сомнений, что все, что запланировано, мы выполним в заявленные сроки и в полном объеме.

Алена Терновая, собственный корреспондент