timelapse

Марат Хуснуллин: «Невыполнимых задач нет»

За пять лет в Москве удалось создать новые точки роста, построить сотни километров дорог, открыть 15 станций метро. Об основах градостроительной политики столицы «ВМ» поговорила с заместителем мэра Москвы Маратом Хуснуллиным.

Чтобы решить главную проблему мегаполиса - транспортную, столичные власти приняли целый комплекс мер, и это не только дорожное строительство. Прежде всего, чтобы разгрузить город, был взят курс на полицентричность развития, что предусматривает смещение деловой активности из центра города в спальные районы. В Москве реализуется беспрецедентная программа по строительству метро, приняты меры по ограничению парковочного пространства в центре.

- За пять лет уже построено около 400 километров дорог. Марат Шакирзянович, на каких направлениях с введением новых и реконструкцией существующих магистралей транспортная ситуация уже улучшилась?

- Для начала отмечу, что 400 километров дорог - это около 10 процентов всех магистральных и межквартальных дорог в столице. Реконструировано 8 вылетных магистралей. Среди них: Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское, Можайское шоссе, Рязанский проспект, завершен первый этап реконструкции Балаклавского проспекта и Рублевского шоссе. На завершающем этапе - работы по реконструкции шоссе Энтузиастов.

Во всех районах, прилегающих к этим магистралям, транспортная нагрузка значительно снизилась. Созданы полноценные дублеры магистралей, выделенные полосы для движения общественного транспорта общей протяженностью свыше 150 километров. Если говорить о конкретных магистралях, где улучшилась ситуация, то могу привести ряд примеров.

Так, на участке Каширского шоссе от МКАД до Борисовских прудов пропускная способность транспорта увеличилась с 2300 до 5500 автомобилей в час, а скорость движения выросла в полтора раза. На участке Варшавского шоссе от МКАД до Сумской пропускная способность увеличилась с 3000 до 8100 автомобилей в час.

Такой эффект был достигнут, в частности, благодаря разделению транзитного и местного движения. По боковым проездам в настоящее время в одном направлении движется от 800 до 1500 автомобилей в час.

Еще один пример - участок Дмитровского шоссе от границ Москвы до МКАД, где вдвое сократилось время проезда. И это лишь некоторые примеры.

В целом же за последние четыре года московские магистрали удалось разгрузить на 16 процентов. При этом не стоит забывать о том, что за пять лет в городе прибавился почти миллион автомобилей, и при таком тренде Москва должна была встать, а она не только не встала, но и поехала. Мы считаем это нашей большой градостроительной победой.

- За пять лет открыто 15 новых станций метро, на подходе еще три. Как их ввод повлиял на разгрузку подземки?

- Ввод новых станций метро позволил существенно снизить пассажиропоток бывших конечных станций метро, которые были перегруженными. Так, например, открытой в этом году новой станцией «Котельники» в будние дни пользуются 35-40 тысяч, а в выходные дни - 20-25 тысяч человек. В итоге пассажиропоток станции «Жулебино» снизился на 11 тысяч человек в сутки, а на станции «Кузьминки», куда традиционно прибывали маршрутки из-за МКАД, - на 9 тысяч человек.

Запуск в 2013 году станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» на 17 процентов снизил нагрузку на одну из самых загруженных станций столичной подземки - «Выхино».

До открытия «Тропарево» Сокольнической линии москвичи, живущие рядом с этой новой станцией, пользовались «Юго-Западной», расстояние до которой порядка 2 километров. При этом пассажиропоток «Юго-Западной» составлял около 130 тысяч человек на вход и 124 тысячи человек на выход в сутки. С вводом станции «Тропарево» пассажиропоток «Юго-Западной» уменьшился как минимум на 20 тысяч человек.

Ввод в эксплуатацию станции «Новокосино» Калининской линии позволил снять нагрузку со станции «Новогиреево». Это только некоторые примеры.

- А нужно ли продлевать существующие линии, которые и так перегружены?

- Конечно, в дальнейшем значительно продлевать существующие ветки метро, тем самым перегружая их, нет необходимости. Надо строить новые. Что мы и делаем. Самой главной новой веткой, которая значительно позволит разгрузить действующие линии метро, станет Третий пересадочный контур. Кстати, при его строительстве закладывается техническая возможность запуска новых радиальных линий на периферийные территории - те, где строится недвижимость с жилыми районами и рабочими местами, но где нет метрополитена в шаговой доступности. Один из таких районов, например, - Некрасовка, и вот туда ведем абсолютно новую - Кожуховскую - ветку. А еще мы соединим существующую желтую ветку со строящейся Солнцевской линией, и у нас будет образована единая Калининско-Солнцевская линия. Ее новый Солнцевский участок придет в итоге в «новую Москву» - в район Рассказовка, где формируется крупная точка экономического роста. Еще одна новая ветка в «новую Москву» придет также от Третьего пересадочного контура в Коммунарку, где будет построен крупный административно-деловой центр и созданы десятки тысяч рабочих мест.

- То есть метро для Москвы по-прежнему в приоритете?

- Безусловно, потому что метро - это главный общественный транспорт столицы, самый быстрый, безопасный и удобный. Поэтому, несмотря ни на какие кризисы, метро будем продолжать строить. В октябре мы приняли Адресную инвестиционную программу на ближайшие три года в размере более 1,5 триллиона рублей, из которых 70 процентов пойдет на развитие транспортной инфраструктуры города. Более половины расходов на транспортное строительство выделяется именно на строительство метро - порядка 620 миллиардов рублей. Финансовые ресурсы, а также огромный строительный задел, который мы создали в прошлом и нынешнем году, позволит нам, начиная со следующего года, в течение трех лет вводить в эксплуатацию по 20 километров линий метро ежегодно. А это порядка 10 станций в год. Такого масштаба строительства столичное метро не видело за все 80 лет своего существования, последний рекорд был в Москве в 1983 году, когда ввели 13,7 километра линий, но тогда подземку строили всей страной. Кроме того, не стоит забывать и о том, что мы параллельно реализуем мегапроект по модернизации Малого кольца Московской железной дороги, по которому будет запущено движение поездов для пассажиров. Это будет полноценное наземное метро - еще 54 километра и 31 станция.

- В городе активно идет и строительство объектов спортивной инфраструктуры. Есть уверенность, что в ближайшем будущем наш город может стать мировым лидером по количеству спортивных сооружений международного уровня. Что это за объекты?

- За пять лет мы уже удвоили ввод новых спортивных объектов. Причем среди них - объекты мирового уровня. Так, реконструирован Гребной канал в Крылатском, построена уникальная и самая современная на сегодняшний день в Европе ледовая арена «ВТБ-Ледовый дворец» на ЗИЛе, с «нуля» построен олимпийский объект - стадион «Открытие Арена», который наряду с «Лужниками» примет чемпионат мира по футболу.

Собственно, реконструкция главного объекта мундиаля 2018 года, Большой спортивной арены «Лужники», будет досрочно завершена уже в будущем году, уже сейчас мы опережаем график на полгода. Завершена реконструкция арены «Мегаспорт», которая в будущем году примет чемпионат мира по хоккею с шайбой. На 90-95 процентов завершены работы по строительству стадиона ЦСКА на Третьей Песчаной улице, который станет тренировочной площадкой для команд во время чемпионата мира по футболу. Ведется также реконструкция стадиона «Динамо», который планируем открыть осенью 2017 года.

До конца 2016 года в Москве планируется построить также 11 новых современных футбольных полей для детско-юношеских спортивных школ. Они будут оборудованы по последнему слову техники, в том числе системами обогрева и дренажа, что важно для занятий спортом весной или осенью. На время чемпионата мира они могут стать тренировочными площадками для команд-участниц.

Важно также, что крупные спортобъекты будут использоваться не только во время проведения соревнований, а постоянно. Мы приспосабливаем их под нужды города, чтобы каждый имел возможность заниматься любимым видом спорта.

ЦИФРА

3 года назад к Москве присоединили новые территории. Благодаря этому площадь российской столицы увеличилась практически в два с половиной раза. Таких амбициозных и масштабных проектов, как этот, пожалуй, не реализовывал в мире еще никто. Фактически создается новый город-миллионник с развитой инфраструктурой.

ИТОГИ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЕРИОДА РЕАЛИЗАЦИИ В МОСКВЕ НОВОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Присоединенные в 2012 г. территории увеличили площадь Москвы в 2,5 раза

НЕДВИЖИМОСТЬ

За 5 последних лет введено недвижимости больше, чем за предыдущую пятилетку, - 41,5 млн кв. м. Это серьезное обновление фонда недвижимости в городе: порядка 10% от площади всех зданий Москвы в 2010 году. Удалось решить жилищные вопросы 6000 обманутых участников долевого строительства жилья.

МЕТРО

За прошедшие 5 лет введено 15 станций и 6 депо. С 2010 года объемы строительства выросли в 4 раза. В проектировании и строительстве находятся 60 км, 35 станций и 5 депо.

ДОРОГИ

За прошедшие 5 лет построены и введены в эксплуатацию в 2,5 раза больше дорог, чем в предыдущую пятилетку. Это свыше 400 км дорог. 

Василиса Чернявская

«Вечерняя Москва»