timelapse

Стандарты нашей пятилетки

Темы в материале

Сегодня в Коммунарке открылась самая большая в ТиНАО школа. Чем еще «приросли» новые округа за пять лет, «ВМ» рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Строительство большого удобного города — задача номер один для московских властей. Тогда, в 2012 году, столица вырвалась за МКАД, и мы впервые услышали словосочетание «Новая Москва».

— Владимир Федорович, давайте вспомним: чей опыт пригодился при создании «Большой Москвы»?

— В международном конкурсе, предшествовавшем практическим преобразованиям мегаполиса, участвовали российские и зарубежные специалисты. Лучший опыт, пути решения сложнейших задач мы учли. Особенность реализации проекта состоит в том, что развитие Новой Москвы происходит в соответствии с главными принципами: одновременной разработкой всей градостроительной документации, созданием равномерно распределенных по присоединенным площадям двенадцати точек роста, качественным развитием дорожно-транспортной инфраструктуры, формированием благоприятной экологической среды.

Комплексный подход к реализации жилищного строительства и создание объектов социальной инфраструктуры — еще два принципа развития новых районов. И при этом решаются структурные задачи — привлечение к застройке инвесторов и создание современного рынка труда.

— С какими самыми главными сложностями столкнулись при принятии самого проекта и интеграции новых территорий?

— Скажу честно: с самого начала мы сталкивались с трудностями. Еще пять лет назад стало понятно: городу придется пересмотреть принятые предыдущими властями проекты. Только представьте: в поселениях и городах области планировалось возвести порядка 16 миллионов квадратных метров различной недвижимости. Мы понимали: многоэтажное жилищное строительство не предполагало создания современной социальной инфраструктуры. Подобная застройка не вписывалась в новую концепцию комплексного развития территорий. Огромные усилия прилагались для того, чтобы коренным образом пересмотреть эти проекты. Безусловно, в сторону обязательного возведения социальных объектов в жилых кварталах. Без них города не получилось бы.

— Тем не менее проект стартовал. У новых округов есть и Генеральный план, и проекты планировок территорий. За пять лет стартовали и прорывные проекты. Владимир Федорович, какие из них вы бы выделили?

— Во-первых, это строительство транспортной инфраструктуры — метро и дорог. Уже сдана первая очередь Калужского шоссе: девять километров магистрали реконструированы, москвичам удобнее добираться до присоединенных территорий, через полтора года Сокольническая линия, пришедшая в Новую Москву, дойдет до Коммунарки, в конце 2017-го ожидаем ввод станций на Калининско-Солнцевской линии — «Говорово» и «Рассказовка». Вовторых, и это, пожалуй, самое важное достижение пятилетки, — создание мест приложения труда.

— А сколько их создано?

— Всего — 100 тысяч. И это при том, что на момент присоединения новых территорий к Москве здесь было всего 84 тысячи рабочих мест. Это большой показатель. Еще раз подчеркну: без строительства новых социальных объектов — а их появилось около полусотни за пять лет — мы бы не получили города. Больницы, поликлиники, детские сады, школы и пожарные депо — это то, без чего нельзя представить развитие ТиНАО. И, конечно, мы стараемся обеспечить баланс территорий: параллельно со строительством новых объектов мы создаем сопутствующую инфраструктуру, в первую очередь — сети. Мы могли бы обгонять другие регионы по темпам ввода жилья, транспортных объектов, но без инженерии эти проекты не состоялись бы.

— Раньше у москвичей ближайшее Подмосковье ассоциировалось с лесами. Их при строительство единого города сохранили?

— Действительно, больше половины присоединенных территорий занимают леса, в Новой Москве достаточно большое количество рек, нет крупных городов, кроме Троицка и Щербинки. Несомненно, успешному выполнению намеченной цели благоприятствует экологический потенциал двух округов. Здесь насчитывается свыше 76 тысяч гектаров природных территорий. Немаловажно, что при этом плотность населения небольшая — на площади чуть меньше 150 тысяч гектаров постоянно проживают 320 тысяч жителей. Кроме того, в Новой Москве насчитывается более 40 тысяч гектаров незастроенных пространств.

— Владимир Федорович, мы много говорим о строительстве новых объектов, в том числе жилья, куда переехали тысячи и тысячи человек. Какого качества эти дома, расположенные рядом с ними детские сады, школы?

— Говоря о качестве возводимой недвижимости, замечу, что ежегодно четыре-пять крупных объектов, построенных в Новой Москве, становятся победителями и лауреатами в различных номинациях премии столичного Архсовета.

Это и жилые комплексы, и образовательные учреждения, и объекты здравоохранения. Проекты школ, детских садов просто уникальны, а качество дорожно-транспортной инфраструктуры — на европейском уровне.

— Давайте посчитаем. Сколько бюджетных средств и денег инвесторов было вложено в Новую Москву?

— Начнем с того, что в этом году на развитие территорий из бюджета будет направлено примерно 60 миллиардов рублей. Большая часть средств предусмотрена на строительство новых объектов, дорог и метро. Всего же за пять лет было вложено порядка 150 миллиардов рублей из бюджета. Около 11 миллионов квадратных метров недвижимости построены инвесторами — это еще около 600 миллиардов рублей.

— А есть цифра, общая стоимость проекта «Новая Москва»?

— 7,5 триллиона рублей. Это деньги, которые выделят из бюджета города и вложат инвесторы до 2035 года. Таким образом, на сегодняшний момент в развитие территорий вложено чуть более одной десятой части запланированного. Мы считаем, что в будущем темпы строительства новых объектов будут только увеличиваться.

СТИЛЬ БОЛЬШИХ ОКРУГОВ

Руководители столичных ведомств высказали свое мнение о развитии Новой Москвы.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— Новая Москва — большой амбициозный проект, не имеющий аналога в нашей стране. Московским правительством проведена большая работа по формированию градостроительной политики в отношении Новой Москвы, и сейчас мы можем видеть ее реализацию. Инфраструктура ТиНАО постоянно улучшается, строятся дороги и метро, проводятся инженерные коммуникации.

Развитие Новой Москвы происходит комплексно, однако первостепенной задачей является создание рабочих мест. Благодаря местам приложения труда присоединенные территории станут органичной частью большой столицы. Перед Москвой ставится непростая задача — определить оптимальную структуру занятости населения новых территорий, которая будет приносить городу прибыль. При этом нельзя забывать о том, что каждый горожанин должен иметь возможность найти себе работу по душе.

Андрей Бочкарев, руководитель Департамента строительства Москвы:

— Создание дорожно-транспортной инфраструктуры — одна из важнейших задач. Это и весьма необходимая, и довольно затратная составляющая развития новых территорий. Раньше люди, проживающие за МКАД, только мечтать могли о метро. А теперь две станции уже обслуживают пассажиров. Транспортный каркас развивается. Активно ведется строительство дорог. В этом участвует и Департамент строительства. В частности, мы реконструируем Калужское шоссе, начали строительство трассы Солнцево — Бутово — Видное.

Юлиана Княжевская, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы:

— Московской городской думой утверждены изменения в Законе «О Генеральном плане Москвы», касающиеся развития присоединенных территорий на период до 2035 года. Генплан — важный стратегический документ. Его утверждение — существенное продвижение вперед в социально-экономическом развитии округов с учетом современных требований урбанизации и мнения жителей. Это позволит и гражданам, и органам исполнительной власти, и органам местного самоуправления конкретно работать, имея документ, определяющий наше будущее. Работа над Генпланом новых территорий шла на протяжении нескольких лет. Это титанический труд большого количества специалистов. В ходе его обсуждения и публичных слушаний жители Троицкого и Новомосковского административных округов активно вносили предложения, их было порядка 30 тысяч. Генеральный план дал четкое понимание стратегии развития новых округов столицы.

Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы

— В Новой Москве строительство идет по принципу комплексной застройки. Девелоперы возводят не только жилые дома, но и социальную инфраструктуру к ним, а также объекты для создания рабочих мест. Каждый проект имеет индивидуальный современный архитектурный стиль, при этом органично вливается в облик Новой Москвы. Новые территории — это огромная площадка для развития столицы. В результате их присоединения мы хотим получить полноценный и взаимосвязанный город с транспортной и социальной инфраструктурой, со всеми необходимыми объектами.

Константин Тимофеев, председатель Комитета по обеспечению реализации инвестпроектов в строительстве и контролю в области долевого строительства:

— В Новой Москве очень слаженно работают девелоперские компании. При этом с каждым годов их активность не снижается. Важно отметить, что девелоперская недвижимость — это не только жилые метры. Инвесторы строят социальные объекты, которые по окончании строительства безвозмездно передают городу. Помимо этого, в портфелях девелоперских компаний весомую часть занимают объекты коммерческого назначения, создающие высокоэффективные рабочие места. Принцип комплексной застройки повышает привлекательность жилой недвижимости для ее потенциальных покупателей.

Василиса Чернявская