timelapse

Столичный урожай. Рынок недвижимости в Москве оживает

Темы в материале

По традиции, в начале сентября Москва отмечает День города и подводит итоги работы за год. Несмотря на кризис, столица остается крупнейшей строительной площадкой страны, а строительная отрасль — «локомотивом» городской экономики. На сегодняшний день около 1 млн москвичей так или иначе связаны с этой сферой.

О планах столичных властей в области строительства в интервью «СГ» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат ХУСНУЛЛИН.

«СГ»: Марат Шакирзянович, в каком состоянии находится строительная отрасль Москвы?

Марат Хуснуллин: Несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительная отрасль продолжает динамично развиваться. Были опасения, что просядет первичный рынок жилья, но принятые (в том числе, на федеральном уровне) меры помогли удержать ситуацию под контролем. Несмотря на звучавшие негативные прогнозы, в Москве по итогам 2015 года по вводу недвижимости была преодолена «отметка» в 9 млн кв. м. Это пиковое значение ввода недвижимости в городе. При этом более 80% площадей были построены за счет инвесторов. Это говорит о том, что инвестиционная активность, несмотря на кризис, в городе высокая. Вообще, экономике свойственна цикличность, и за спадом обязательно следует подъем, и сейчас рынок недвижимости, в том числе жилой, в Москве оживает.

«СГ»: А какие объемы ожидаете в этом году?

М.Х.: Запланированный объем ввода — порядка 8,5 млн кв. м недвижимости, из них 3,5 млн кв. м жилья. Собственно, аналогичные плановые показатели были у нас и в прошлом году, но по факту мы их превысили. Так что вполне возможно, что и в этом году можем выйти на большие объемы, все будет зависеть от экономической ситуации. С начала года мы уже ввели более 3,7 млн кв. м недвижимости, из которых жилая составила свыше 2,1 млн. кв. м. При этом надо понимать, что основные объемы ввода, как правило, приходятся на конец года. Из уже введенных объемов доля недвижимости, построенная инвесторами, — почти 90%. Количество выданных разрешений на строительство, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, выросло на 7%, а площадь объектов по оформленным разрешениям на строительство увеличилась более чем на 57%. Эти цифры говорят о том, что у нас создан колоссальный строительный задел. Благодаря этому, наши строители не останутся без работы. Уже сегодня выдано разрешений на строительство более 36 млн кв. м недвижимости. Только с начала этого года на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии приняты решения, которые позволят построить более 15,5 млн кв. м различной недвижимости. Таким образом, даже с учетом ввода в эксплуатацию по 9 млн кв. м недвижимости в год, еще как минимум на 4 года вперед есть гарантия занятости у строителей.

«СГ»: Многие инвесторы ждут принятия Правил землепользования и застройки. Когда утвердят эти документы?

М.Х.: Мы намерены утвердить Правила землепользования и застройки для территории Новой Москвы до конца этого года и направить их в московскую Городскую Думу. Проекты ПЗЗ на данный момент фактически готовы. Кроме того, до конца года планируем провести публичные слушания по проекту ПЗЗ территории «старой» Москвы. Утверждение этих документов будет способствовать росту интереса со стороны инвесторов.

«СГ»: Традиционно ко Дню отрываются новые объекты. Что Москва покажет в этом году?

М.Х.: В этом году Москва ко Дню города получит рекордный ввод строительных объектов. Они охватывают практически все отрасли — транспорт, спорт, образование, жилье, культуру.

«СГ»: Одним из главных объектов должно стать Московское центральное кольцо (МЦК). Когда здесь планируется открыть движение?

М.Х.: Движение по МЦК мы планируем запустить ко Дню города. Фактически, в столице появится новая линия легкого метро протяженностью 54 км с 31 остановочным пунктом. Они будут иметь 17 пересечений с 11 линиями метро и 10 станций пересадок на 9 радиальных направлениях железных дорог. На МЦК мы возлагаем большие надежды, так как это решает две главные задачи. Первая — в городе выстраивается абсолютно новая система транспортной логистики, которая позволит частично перераспределить транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города и обеспечить транспортную доступность примыкающих к «кольцу» территорий, снизить пассажиропоток в метро и частично освободить дороги. Уже подсчитано, что нагрузка на основные ветки метро, прежде всего, Кольцевую линию, а также пересадочные станции подземки в пределах Кольцевой линии, снизится более чем на 15%, а центральные вокзалы города — на 20%. Пассажиры смогут, не доезжая до центра города, пересесть на поезда МЦК и двигаться дальше практически по всей территории Москвы. Кроме того, к запуску движения по МЦК разработано более 30 новых автобусных маршрутов. Вторая задача — как раз развитие депрессивных промзон, расположенных вдоль «кольца». Из 10,8 га большая часть — именно промзоны. Инвестиционная привлекательность этих земель повысится, инвесторам станет выгодно вкладывать туда деньги. Территории в итоге начнут «оживать», превратятся в комфортные районы с жильем, социальной инфраструктурой и новыми рабочими местами. По нашим предварительным подсчетам, там может быть возведено 750 тыс. кв м коммерческой недвижимости, в том числе порядка 300 тыс. гостиничных, более 250 тыс. торговых и около 200 тыс. офисных площадей, будет создано 40 тыс. новых рабочих мест.

«СГ»: Какие еще объекты транспортной инфраструктуры будут открыты в ближайшее время?

М.Х.: Всего ко Дню города будут введены десять крупных объектов дорожной инфраструктуры общей протяженностью 31,9 км. В их числе 12 искусственных сооружений и 6 пешеходных переходов. Хочу напомнить, что с начала года в Москве построено 31 км дорог, 18 искусственных дорожных сооружений и 10 пешеходных переходов. До конца сентября планируется открыть движение по эстакаде на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром. Строители уже завершают работы по укладке асфальта и установке мачт освещения. Завершается и строительство эстакады через железнодорожные пути, которая соединит улицы Элеваторную и Подольских Курсантов на юге Москвы. По предварительным расчетам ГУП «НИиПИ Генплана города Москвы», эта эстакада позволит увеличить пропускную способность транспортного узла улиц Липецкой и Элеваторной на 25-30% за счет исключения пересечения транспортных потоков.

Кроме этого, в скором времени будет полностью завершено строительство подземного пешеходного перехода на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского. Отделочные работы на лестницах и пандусах практически завершены. После завершения строительства подземный пешеходный переход у МГУ станет одним из крупнейших в Москве. Он позволит убрать наземные пешеходные переходы в месте пересечения двух насыщенных транспортом проспектов, повысив тем самым безопасность передвижения пешеходов.

Еще один знаковый объект — новая эстакада на Щелковском шоссе, которая также будет запущена ко Дню города. Работы на строительстве эстакады были заметно ускорены.

«СГ»: А метро? Какие новые линии и станции примут пассажиров в ближайшее время?

М.Х.: В сентябре планируется открыть участок ЛюблинскоДмитровской линии от станции «Марьина роща» до станции «Петровско-Разумовская». Строительная готовность этого участка составляет 90-95%. На станциях заканчиваются отделочные работы, облицовка камнем, наладка инженерных систем. Продолжаются также работы по продлению этой линии до станции «Селигерская». Работы на Люблинско-Дмитровской линии связаны с прохождением сложных водонасыщенных грунтов. В настоящее время на участке работает более 2,5 тыс. человек. Здесь были сложности, но на сегодня все трудности преодолены.

Всего в Москве до конца года запланирован ввод 11 новых станций метро: помимо трех станций участка Люблинско-Дмитровской линии, пять новых станций на первом участке Третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» до «Петровского парка» и три станции участка Калининско-Солнцевской ветки от «Парка Победы» до «Раменок».

С начала года при помощи тоннелепроходческих комплексов (ТПМК) пройдено порядка 15,5 тыс. м тоннелей, а всего в 2016 году планируется построить более 29 тыс. м тоннелей. В настоящее время при строительстве метро задействовано 29 тоннелепроходческих комплексов, работы ведутся на 300 стройплощадках, где трудятся в общей сложности 55 тыс. человек.

Хочу еще раз подчеркнуть, что для Москвы метро — приоритет, главный общественный транспорт, без которого жизнедеятельность мегаполиса немыслима, к тому же, это драйвер привлечения в экономику инвестиций: капитализация недвижимости в районе новых станций метро автоматически вырастает в разы. Поэтому мэром было принято важнейшее решение: несмотря ни на какие трудности, не сокращать финансирование возведения метрополитена.