Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Территориальные схемы «новой Москвы» станут основой для будущего Генплана

Темы в материале

В начале марта жителям «новой Москвы» на публичных слушаниях представили один из главных градостроительных документов Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО) на ближайшие несколько лет - схемы территориального планирования до 2025 года с перспективой до 2035-го. В документе нет конкретных адресов будущих строек, однако заложены все основные параметры развития присоединенной территории.

Планируется, что в будущем здесь построят около 100 млн кв. метров различной недвижимости. В ТиНАО будет проживать 1,5 миллиона человек, а количество рабочих мест достигнет миллиона. О том, что такое территориальные схемы «новой Москвы», как найти компромисс с жителями на публичных слушаниях и чем отличаются эти схемы от детальных проектов планировки, рассказал первый заместитель руководителя Департамента развития новых территорий столицы Валерий Шкуров.

- Валерий Максимович, что такое территориальные схемы развития Троицкого и Новомосковского округов?

- Территориальная схема отражает основные параметры развития территорий. А именно - сколько будет построено жилья, нежилой недвижимости, то есть прямое соотношение числа жителей и количества рабочих мест, создаваемых на этих землях.

В территориальной схеме, при оценке параметров, закладывается и социальная инфраструктура. Наша основная задача - создавать в «новой Москве» комфортные городские районы, в которых в отличие от «спальных районов» можно жить, работать, отдыхать. Не нужно будет каждый день ездить в «старую Москву» на работу.

Эти территориальные схемы - своего рода основа, на которой затем разработают Генеральный план развития территорий и детальные проекты планировок конкретных участков. Именно в территориальных схемах мы найдем основные ответы на вопросы, где будут размещены рабочие места, новые производства, какие территории отойдут под рекреационные зоны, как будут проходить дороги и пролегать инженерные коммуникации. Более детально каждый проект будет рассматриваться уже в процессе подготовки проекта планировки.

- Как прошли публичные слушания по территориальным схемам ТиНАО? И какие вопросы больше всего волновали жителей «новой Москвы»?

- Публичные слушания прошли в 21-м муниципальном образовании. Везде они состоялись, везде было обсуждение, отличавшееся по активности в разных муниципальных образованиях.

Очень много вопросов, которые обсуждались в ходе слушаний, связаны в основном с транспортной инфраструктурой. 

 

Открытие движения по реконструированной дороге от Киевского до Калужского шоссе
(дер. Саларьево - дер. Мамыри)

Часть населения выражала недовольство тем, что появятся новые дороги, и автомобильный шум будет беспокоить их.

Например, я был на публичных слушаниях в Первомайском поселении, где звучали доводы и против строительства дороги, и за него. За строительство в основном выступают те люди, которых не устраивают постоянные дорожные пробки. Сегодня для того чтобы попасть из поселка Ильичевка в Первомайское (расстояние там порядка 4 километров) требуется 2-2,5 часа. Поэтому на один и тот же пункт существуют разные, порой абсолютно полярные, точки зрения.

- А сколько всего дорог, согласно территориальным схемам, появится в ТиНАО?

- К 2035 году планируется построить более 600 километров новых дорог и реконструировать свыше 400 километров.

На сегодня транспортный каркас «новой Москвы» образуют Курское и Киевское направления железных дорог, а также Киевское и Калужское шоссе. Поперечные автомобильные связки между этими магистралями, к сожалению, развиты недостаточно.

Реконструированная дорога между Киевским и Боровским шоссе
(г. Московский - дер. Рассказовка)

И вот тут нужно понимать, что территориальная схема дает нам главное - возможность зарезервировать необходимые транспортные коридоры под перспективное строительство дорог, чтобы в будущем при наличии ресурсов, то есть инвесторов или бюджетных средств, можно было осуществить эти планы. Самая важная задача терсхемы - «защитить» выбранные транспортные коридоры от застройки.

- Жители «новой Москвы» очень беспокоятся по поводу сохранения зеленых территорий. Не затронет ли их строительство?

- При передаче Москве около половины этих территорий составляли леса. Они сохранятся в максимальном объеме. Строительство недвижимости планируется только на свободных землях, которых там достаточно. Однако есть свои нюансы. Я хочу привести вам два примера с прошедших публичных слушаний.

Троицк достаточно большой город, 50% территории которого занимает лес. Часть жителей Троицка говорили на публичных слушаниях о том, что надо сохранить лесной массив. Это правильно, нужно по максимуму сохранить «зеленый каркас» ТиНАО. Однако что делать, когда необходимо связать два населенных пункта, и выбор стоит между тем, чтобы провести дорогу рядом с жилыми домами или все-таки проложить трассу в отдалении, не создавая дискомфорт местному населению?

 

Строительство станции метро «Саларьево»

Другой пример. Одна часть населения говорит: «Мы построили свои дома в лесу, нам не нужна здесь дорога, нас все устраивает». Другая часть населения говорит: «Вас может быть все и устраивает, но вы своими заборами ограничили нам доступ в лес, к водоему». Конфликт уже присутствует, и нам надо найти рациональное решение, которое не просто как конфета понравится всем, а удовлетворит обе стороны.

Необходимо понимать, что защита экологического каркаса включает в себя не только сохранение леса, но и природного ландшафта, в том числе водоемов. Все это необходимо сделать, чтобы обеспечить будущее наших детей.

Например, в садовых некоммерческих товариществах (СНТ) существуют различные способы поставки воды и слива канализационных стоков. Чаще всего люди, получив участок, ищут, как сделать эти услуги дешевле. И зачастую останавливаются на локальных очистных сооружениях, которые не обеспечивают стоки надлежащего качества.

И вот таких локальных очистных сооружений настолько много, что наши реки, притом, что мы боремся за экологию, превращаются в некий отстойник. Конечно, правильнее было бы делать централизованный сбор и профессиональную очистку этих стоков, не загрязняя и не уничтожая природные водоемы.

Детский сад и школа в «новой Москве»

И вот эта комплексность подхода - необходимость предусмотреть земли под строительство инженерии, транспортной и социальной инфраструктуры - заложена в территориальной схеме. Это значит, что земли не станут бездумно застраиваться, а будут сохранены для будущего поколения.

- Какая высота жилой застройки предусматривается в «новой Москве»?

- Очень важный вопрос - это понятие этажности жилой застройки. Никто не собирается там возводить 50-этажные жилые дома. Это абсурд. Высотность будет зависеть от пояса удаленности от МКАД: в ближайшем поясе возле кольцевой предусмотрено высотное строительство, в срединном поясе - среднеэтажное строительство, в отдаленных территориях - малоэтажное.

Не исключено, что, например, на территории административно-делового центра в Коммунарке застройка может быть своеобразной «Москвой-Сити». То есть такие высотные «пятна» возможны. Опять-таки, все будет зависеть от обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой, необходимостью создания новых рабочих мест.

- Публичные слушания прошли, когда можно ожидать утверждения территориальных схем ТиНАО?

- На публичных слушаниях и в течение семи дней после них жители высказывали свои замечания. Это несколько тысяч предложений, которые еще надо будет оценить специалистам Института Генплана Москвы.

Предложения населения будут учитывать, наверняка будут какие-то корректировки в транспортном и инженерном каркасах. Я полагаю, что к лету территориальная схема будет доработана и представлена на утверждение.

Алёна Терновая, собственный корреспондент

Портал Стройкомплекса