timelapse

Территориальные резервы Москвы – основа реализации градостроительной политики и экономического роста

Темы в материале

Как связаны между собой реализация градостроительной политики Москвы, повышение комфортности проживания и приток инвестиций в экономику города? Где изыскать резервы для гармоничного развития столицы?

Об этом в интервью корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы рассказывает руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.

И.Ц.: Сергей Иванович, что представляет сегодня город Москва в градостроительном плане, и насколько перспективны её территории в «старых» границах для сбалансированного развития?

С.Л.: Минувшие 5 лет для градостроительного развития Москвы и строительного комплекса стали знаковыми и самыми динамичными за всю историю Москвы. В 2011г. был полностью изменен вектор градостроительный развития города – от моноцентрического направления к полицентрическому с целью формирования рабочих мест на периферийных территориях и снижению маятниковой миграции населения. Основными принципами новой градостроительной политики Москвы стали переход от точечной застройки к сбалансированному комплексному развитию городских территорий, создание новых центров развития на периферии города, ускоренное развитие транспорта, прежде всего общественного, и инфраструктуры, а также снижение административных барьеров в строительстве и привлечение инвестиций в городское развитие. Основываясь на этих главных принципах, и, в первую очередь, в соответствии с полицентрическим вектором, город будет развиваться и впредь.

В «старых» границах города основными перспективными территориями развития являются производственно-коммунальные территории. Это высокопотенциальный ресурс для размещения объектов городского и федерального значения, необходимых для жизнеобеспечения города, таких как автодороги, ТПУ, головные сооружения инженерной инфраструктуры. Кроме того, производственно-коммунальные территории оптимальны для размещения высокотехнологичных производств с новыми рабочими местами в рамках технопарков и индустриальных парков, для жилищного и общественно-делового строительства, создания различных зон отдыха.

Работа по реновации существующих промзон ведется по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. Общая площадь промзон – около 19 тыс. га, что составляет почти 17% территории города. По результатам анализа около 20% этих территорий используются не по своему функциональному назначению. В настоящее время потенциал для реорганизации производственных зон составляет около 4 тыс. га или около 23% площади. При этом у нас нет цели строить новые «спальные» районы, наш подход при реорганизации этих территорий – сформировать комплексную городскую застройку.

И.Ц.: Есть ли уже какие-то успешные примеры реорганизации промзон?

С.Л.: Процесс реорганизации промзон в городе уже успешно ведется, к настоящему времени на их территориях введено 38 объектов недвижимости, а общая площадь построенных там зданий составила около 988 тыс. кв. м.

На сегодняшний день в границах ПКТ строится около 25% всей вводимой в городе недвижимости, в том числе 18,5% жилой площади. Уже утверждено 57 проектов планировки, 15 из них находятся в стадии реализации, еще более 40 проектов планировки – в разработке.

В числе крупных проектов, реализованных за последние пять лет, можно выделить промзону № 46 «Коровино» на Базовской улице, там завершено строительство жилого микрорайона общей площадью более 200 тыс. кв. м, на территории, не задействованной под жилищное строительство, решено интенсифицировать производственную деятельность.

В результате реорганизации части производственной зоны № 44 «Братцево» на полузаброшенной территории был построен полноценный офисный комплекс с элементами торговли, где создано более 14 тыс. рабочих мест. На территории бывшего Кусковского химзавода построен жилой комплекс из девяти жилых домов общей площадью около 176 тыс. кв. м, детского сада на 220 мест и школы на 550 мест.

В Солнцево на части территории промзоны Западной водопроводной станции построен жилой микрорайон с объектами социальной инфраструктуры. В Очаково после перебазирования Автокомбината № 1 и Очаковского завода ЖБК появилась жилая застройка, школа на 550 мест, ДОУ на 255 мест и комплекс предприятий культурного и бытового обслуживания.

Завершается реорганизация территории бывшего Митинского машиностроительного завода «Мир» - организована полноценная группа жилой застройки с комплексом предприятий социального, культурного и бытового обслуживания.

Из наиболее значимых проектов реорганизации промзон, находящихся сейчас в активной стадии реализации, можно выделить ЗИЛ, территории бывшего Тушинского аэродрома, завода «Серп и Молот», ДСК № 3, НПО "Взлет, ОАО «Мосстройснаб», Московского зеркального комбината. Приоритетной также является реновация производственных зон «Теплый Стан», «Волгоградский проспект» и «Грайвороново».

И.Ц.: Возможно ли объединение нескольких производственных территорий единой концепцией реорганизации? Или все-таки географическое разделение предписывает каждой из них развиваться обособленно?

С.Л.: Трансформация и развитие производственных территорий рассматривается в рамках разработки концепций крупных городских проектов, например, модернизации МЦК и радиальных направлений МЖД. Запуск пассажирского движения по МЦК значительно разгрузил метрополитен, улично-дорожную сеть и в скором времени станет катализатором развития примыкающих к «кольцу» территорий. Большей частью это заброшенные промзоны, и их реорганизация в рамках одного проекта позволит обеспечить гармоничное экономическое и социальное развитие в соответствии с целями и задачами комплексного развития города. Программа строительства ТПУ на станциях метро, МЦК и радиальных направлениях МЖД также дает толчок к развитию прилегающих территорий и созданию там новых рабочих мест.

Еще один крупный городской проект – проект развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Он начат в 2015 году, а к 2035 году Москва-река должна стать линейным центром города. Концепция развития охватывает огромные площади – почти 11 тыс. га, и учитывает актуальные тенденции активного вовлечения этих территорий в структуру города – функциональную, планировочную, пространственную. Поскольку городом уже намечены значительные работы по реорганизации территорий Тушино, Большого Сити, ЗИЛа, то концепцией эта тенденция подхвачена: предусмотрено соответствующее развитие транспортной инфраструктуры, в том числе строительство новых станций метро и мостов, что резко повысит доступность реки для всех жителей столицы.

В рамках проекта развития Москвы-реки основными зонами реорганизации станут Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ, Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод). К настоящему времени уже введено в эксплуатацию 2,76 млн. кв. м недвижимости, это Москва-Сити, Тушино, Ледовый дворец, введены объекты дорожно-транспортной инфраструктуры – в Москве-Сити и эстакада на Волоколамском шоссе, станции метро «Технопарк» и «Спартак».

Существующие набережные Москвы-реки будут благоустроены: природные – в естественных берегах, на транспортных набережных появятся дополнительные пешеходные пространства и велосипедные дорожки. Планируется развивать систему внутреннего водного транспорта, создать новые причалы, открыть новые туристические маршруты и организовать пассажирские перевозки от Долгопрудного и Рублёво-Архангельского до Сити, от Лыткарино до «Таганской», от метро «Спартак» до метро «Алма-Атинская».

И.Ц.: Означает ли создание такого количества досуговых зон, что периферийные района Москвы так и останутся преимущественно жилыми, а основная деловая активность по-прежнему будет сосредоточена в центре города, и отчасти в Сити?

С.Л.: Напротив, принцип полицентризма, реализуемый в Москве, предполагает формирование новых зон активности в городе, постепенное снижение деловой нагрузки в границах исторического центра – это же подтверждает и опыт зарубежных городов. Усиление роли Москвы-реки в градостроительном развитии города заставляет по-новому оценить статус и функции территорий периферийных районов ЗАО, ЮЗАО и, частично, ЮАО. Поскольку в настоящее время производственные территории и промышленные зоны являются практически единственным источником территориальных резервов градостроительного развития Москвы в старых границах, то в указанных административных округах производственные и промышленные зоны будут вынужденно существенно трансформировать свой состав и функциональную структуру.

Именно система общественно-деловых центров Москвы, включающая сохраняемые и вновь формируемые общественные центры, в том числе центры местного значения, обеспечивающие повседневное и периодическое обслуживание населения прилегающих территорий, и центры общегородского значения, обеспечивающие услуги эпизодического и периодического спроса и являющиеся центрами занятости населения, является основой полицентрического развития города.

Особое значение имеет комплексное развитие районов новой деловой активности, формируемых в срединной зоне города, в том числе, на базе ТПУ МЦК, таких как: «Платформа «НАТИ», «Ярославское шоссе», «Рязанский проспект», «Варшавское шоссе», «Беговая».

И.Ц.: Насколько активно этот процесс затронет «Новую» Москву?

С.Л.: «Новая» Москва является крупнейшей территорией роста столичной агломерации и обладает огромным градостроительным потенциалом на годы вперед. В прошлом году утверждены территориальные схемы развития новых административных округов города, в настоящее время готовится проект внесения изменений Генплана города Москвы.

За 5 лет на присоединенных территориях создано 79 тыс. рабочих мест, введено 8 млн кв. м недвижимости, в том числе 5,8 млн кв. м жилья, 29 школ и детских садов, 9 объектов здравоохранения, 2 новые станции метро – «Румянцево» и «Саларьево», реконструированы 3 автодороги.

К 2035 году в «Новой» Москве планируется создать 1 млн рабочих мест при прогнозируемой численности населения 1,5 млн. человек, будет построено в рамках комплексной застройки 100 млн кв. м недвижимости, 125 объектов здравоохранения, 105 спортивных объектов, 290 детских садов, 170 школ, 86 парковых зон, 700 км новых дорог, 45 км линий метро и 175 км трамвайных путей.

Основными «драйверами роста» вновь присоединенных территорий города являются: многофункциональный административно-деловой кластер в Коммунарке; аэрополис Внуково; технопарк «Румянцево»; многофункциональный кластер «Мосрентген» (торговля, гостиницы, офисы, производство); образовательный кластер; историко-рекреационный комплекс; инновационно-научный центр «Троицк»; медицинский кластер; логистический кластер «Киевский»; агропроизводственный кластер «Кленово»; кластер «Вороново»; агрорайон «Рогово».

На текущий момент на базе разработанной территориальной схемы ТиНАО ведется интенсивная разработка проектов планировки территорий.

И.Ц.: Спасибо, Сергей Иванович!