Портал Стройкомплекса: Валентин Пахомов: качество и безопасность строительства под контролем
Темы в материале:
За три года с момента прихода к руководству Москвой команды во главе с Сергеем Собяниным в городе произошли серьезные изменения. Ежегодно вводятся в строй десятки километров дорог, современные развязки и новые станции метро. Одновременно с этим растут жилые кварталы, возводятся школы и детские сады, благоустраиваются парки и дворы.
Изменения, происходящие в работе Стройкомплекса столицы, коснулись и Мосгосстройнадзора. О том, как осуществляется государственный строительный надзор сегодня, о новых направлениях в работе, приоритетах и задачах службы рассказывает исполняющий обязанности председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы Валентин Пахомов.
– Валентин Георгиевич, какие изменения произошли в деятельности Мосгосстройнадзора за последние три года?
– Изменения, конечно, есть, и, я скажу, в лучшую сторону. Самое основное – теперь Мосгосстройнадзор структурно входит в состав Стройкомплекса Москвы, возглавляемого и.о. заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным. Оперативнее решаются многие вопросы.
– Изменилась ли структура Комитета?
– Появились новые управления. Общестроительный надзор осуществляют управления по административным округам. С учетом присоединенных территорий их 12, плюс 8 специализированных управлений, имеющих особые надзорные функции. Спецуправления контролируют строительство уникальных объектов, осуществляют пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор, экологический надзор. Отдельные подразделения занимаются дорожным строительством, инженерными коммуникациями. Работает служба «одного окна», в ее ведении - оформление и выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. В конце прошлого года нам передали полномочия по ведению надзора за объектами метрополитена. В Комитете создано специальное управление, которое занимается только этим вопросом.
– Сколько объектов в настоящее время находится под надзором? Есть ли среди них знаковые?
– Сегодня надзор ведется за строительством около 6 тысяч объектов капитального строительства общей площадью свыше 40 млн кв. м. В их числе жилые дома, объекты социальной сферы, административные и торговые здания, объекты инженерной инфраструктуры. Специалисты Комитета осуществляют оперативный контроль и на таких значимых для города объектах, как Московский театр под руководством Олега Табакова, музыкальный театр Александра Градского, комплекс зданий ММДЦ «Москва-Сити», строящиеся стадионы «Спартак», «Динамо», «ЦСКА». После чемпионата мира по легкой атлетике намечено приступить к реконструкции Большой спортивной арены «Лужники», где пройдет церемония открытия и финал чемпионата мира по футболу - 2018. И, конечно, под нашим пристальным вниманием находятся объекты транспортной инфраструктуры: дороги, эстакады, новые линии метро.
– Сколько объектов было сдано с начала года? По сравнению с 2012 годом это прогресс или регресс?
– В этом году мы приняли объектов и оформили 352 разрешения на ввод почти 4 млн кв. метров недвижимости. При этом новые территории обеспечили нам прирост почти 1,1 млн кв. м. Среди приоритетных направлений по-прежнему остается строительство жилья. Что касается квадратных метров жилых площадей, их построено 1,25 млн кв. м.
По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество введенных в эксплуатацию объектов в этом году увеличилось на 53%. Безусловно, это прогресс, даже без учета строительства на новых территориях. Можно говорить и о тенденции к планомерности ввода в течение года. Отмечу, что за последние годы руководству столицы удалось, не снижая объемов строительства, сместить акценты в направлении наиболее значимых и насущных для города задач - в область дорожно-транспортного строительства.
– Вы согласны с мнением, что объемы строительства в Москве снижаются? Сколько выдано разрешений на строительство с начала этого года?
– Разговоры о том, что у нас упали объемы и мы стали меньше строить, абсолютно не соответствуют действительности. Могу сообщить, что с начала 2013 года Мосгосстройнадзором оформлено 431 разрешение на новые объекты общей площадью 5,68 млн кв. м. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество оформленных разрешений увеличилось на 45%. Это говорит о возрастающей инвестиционной активности в сфере градостроительной деятельности.
Планы на текущий год большие! Руководство Москвы приняло решение возвести в 2013 году порядка 3,5 млн кв. м жилья. Вместе с тем надо сказать, что общий потенциал застройки Москвы на старой и новой территориях оценивается примерно в 200 млн кв. м недвижимости.
– Валентин Георгиевич, в Мосгосстройнадзоре стали оформлять разрешения в электронном виде. Это дань моде или все-таки насущная необходимость?
– Нет, это ни в коем случае не «дань моде» и не разовая кампания. Модернизация действительно назрела, и не случайно перевод в электронный вид начался с услуги выдачи разрешения на строительство: как я уже сказал, количество выданных разрешений на строительство в столице растет ежегодно. Сегодня в электронном виде Комитет оказывает услуги по выдаче разрешения на строительство, выдаче заключения о соответствии и разрешения на ввод в эксплуатацию.
– Как получить новые электронные услуги?
– Для начала необходимо зарегистрироваться на городском портале государственных и муниципальных услуг. Заявитель, пройдя процедуру идентификации, может подать заявление, заполнив на портале интерактивную форму, и направить запрос в орган исполнительной власти через Интернет. Запрос будет принят сотрудником Мосгосстройнадзора и обработан так же, как если бы заявитель пришел лично. Таким образом, застройщик, не выходя из своего офиса, получит разрешение на строительство, заверенное электронной цифровой подписью. Собственно, основной целью, которая решается посредством перевода услуги в электронный вид, и стало повышение оперативности и прозрачности оказания государственных услуг путем снижения количества личных обращений юридических и физических лиц в органы исполнительной власти, а также сокращение количества документов, которые необходимо предоставить заявителю для получения государственной услуги.
Замечу, что в этом году снизилось на 8% по сравнению с прошлым годом и количество проверок объектов. Это говорит о снижении административных барьеров и соответствует политике президента и правительства Российской Федерации о снижении давления на предпринимательскую деятельность в сфере градостроительства.
– Насколько тщательно Вам удается контролировать качество строительства?
– Я уверен, надлежащий уровень качества нами обеспечивается. Понятно, что совершенству нет предела, однако мы к этому стремимся. К сожалению, без строительных недоделок обойтись не получается, но мы с ними боремся. Так, жалоб новоселов на качество работ в 2013 году на 30% меньше, чем в 2012-м.
И все же главным критерием надежности остается конструктивная безопасность. Вот здесь допустить нарушений никак нельзя, иначе снижение прочности и эксплуатационных характеристик строящихся объектов может привести к непредсказуемым аварийным ситуациям.
Еще один момент - политика инвесторов. Это, как правило, естественное желание максимальной экономии: построить как можно дешевле, продать как можно дороже. Собственно, это и является целью коммерческого строительства. Но когда инвесторы начинают экономить на стройматериалах, на всем, что только можно, в ущерб качеству, это нередко приводит к плачевным результатам. Наша задача - не допускать подобного строительства.
– Какие нарушения выявляются в ходе проверок?
– В этом году нами зафиксировано 47 576 разного рода нарушений, за аналогичный период прошлого года - 50 360. 40% из них связаны с качеством строительства. Так, при возведении конструкций из монолитного железобетона подрядчики допускают отступления от проектной и рабочей документации, не соблюдают требования по устройству армокаркасов и укладке бетонной смеси. Распространены нарушения при монтаже сборного железобетона и сварочных работах.
Треть нарушений происходят в области культуры производства. В этой части необходимо усилить работу по содержанию стройплощадок. Это касается и выхода со строек транспорта с чистыми колесами, и обустройства стройплощадок. Сюда же необходимо отнести пожарную безопасность и соответствие санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.
Отмечу, что количество выявленных нарушений, допущенных при производстве строительных работ, снизилось в этом году на 6,5% по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о тенденции к повышению качества строительной продукции.
– Какие меры применяются к недобросовестным застройщикам?
– Кроме предписаний, выносим постановления о привлечении правонарушителей, среди которых юридические и должностные лица, к административной ответственности. С начала этого года количество штрафных санкций увеличилось на 33%, а сумма штрафов возросла на 60% по сравнению с 2012 годом. Таким образом, возросла эффективность проводимых проверок, целью которых является обеспечение безопасности строительства.
Возросло и количество обращений в саморегулируемые организации, которые имеют право принимать меры дисциплинарного взыскания вплоть до лишения свидетельства о допуске на проведение строительных работ и исключения злостных нарушителей из своего состава. Если раньше мы не ощущали серьезной помощи от СРО, то сейчас можно говорить о растущем взаимодействии с саморегулируемыми организациями и вовлечении их в регулирование качества строительства.
– Увеличение объемов дорожного строительства как-то сказалось на работе Вашей службы?
– Дорожно-мостовое строительство, конечно, находится на пике нашего внимания. Мы обеспечиваем должный уровень контроля за качеством работ, отслеживаем ситуацию на 164 дорожно-транспортных объектах. Это дороги, путепроводы, тоннели, эстакады и пешеходные переходы, реконструируемые мосты. Объемы работ непрерывно возрастают. Объекты строятся быстро, поэтому и наш надзор должен быть оперативным. Чтобы обеспечить эффективный и своевременный контроль, мы в Комитете провели реорганизацию с увеличением численности нашего специализированного Управления по надзору за объектами дорожно-мостового строительства.
Сегодня в Москве ведется реконструкция вылетных магистралей. Оценить визуально качество работ на строящихся магистралях сложно, поэтому к проверкам постоянно привлекаем экспертов ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве». Основные виды проверок направлены на инструментальное определение качества бетонных и арматурных работ, соответствие применяемых материалов и выполняемых работ проектной документации, проверку соблюдения работ требованиям технического регламента и сводов правил. По результатам обследований выдаются заключения. По всем отрицательным заключениям Мосгосстройнадзором в отношении участников строительства, допустивших нарушения, принимаются меры административного воздействия. Все выявленные нарушения оперативно устраняются.
– По каким критериям оценивается качество дорожного полотна?
– Главные критерии, по которым оценивается качество дорожного полотна, долговечность и безопасная эксплуатация. Именно с этой точки зрения Стройкомплекс осуществляет надзор за работами на строящихся магистралях.
Ответственно заявляю, что по качественным показателям наши дороги не уступают европейским. Несколько лет назад по нашей инициативе мэр Москвы подписал постановление о применении в Москве щебеночно-мастичного асфальтобетона. Согласно документу, верхний слой дорожных покрытий можно было делать только из щебне-мастичного асфальтобетона, в котором 70 - 80% щебня и повышено содержание битума до 5,5 - 7,5%. Такое покрытие более прочное, и, конечно, показатель износостойкости дорог увеличился. Даже в нашей климатической зоне, имеющей резкие колебания температуры в течение года, покрытие показало себя с хорошей стороны.
– Как обстоят дела с качеством строительства на присоединенных территориях?
– Вопросами качества строительных работ на присоединенных территориях мы начали заниматься с момента принятия решения о расширении границ Москвы. Для обеспечения надзора увеличили штат, создали два новых управления по надзору - Троицкое и Новомосковское. В настоящее время в «новой Москве» нами проинспектировано свыше 1,5 тыс. объектов. Выявляемые нарушения в основном связаны с качеством работ и культурой производства. В принципе, здесь строят неплохо, но есть своя специфика, и поэтому нам предстоит еще много работы, в том числе поднять организацию строительства до уровня, принятого в столице.
Еще одна задача - приспособление новостроек для нужд инвалидов. Мосгосстройнадзор не выдает заказчикам разрешение на строительство при отсутствии в проектной документации раздела «Обеспечение доступности инвалидов». Это требование распространяется и на вводимые в эксплуатацию объекты «новой Москвы», особенно если речь идет о зданиях массового посещения людей: торговых и многофункциональных центрах. Я считаю одной из основных задач Комитета добиться того, чтобы сдаваемые объекты в «новой Москве» были комплексно приспособлены для маломобильных граждан.
– В чем особенности контроля наиболее крупных и сложных объектов столицы?
– В июне 2012 года в соответствии с федеральным законодательством Комитету продлили функции по надзору за строительством уникальных зданий и сооружений. Понятно, что 10-этажный жилой дом и небоскреб в «Москва-Сити» - совершенно разные объекты. В Сити, например, возводятся здания, аналогов которым нет в мире. К таким объектам нужен и особый подход. Уникальность их не только в необычном внешнем облике. Прежде всего в особенностях конструктивных и инженерных решений. У нас создано специализированное управление по надзору за уникальными стройками. Могу заверить, что выполнение всех видов работ на данных объектах осуществляется на самом высоком уровне. Здесь трудятся лучшие научные центры и институты, ведется исследование и мониторинг.
Отмечу, что нормативная база по высотному строительству на федеральном уровне так и не была принята. Москва разработала и выпустила свои МГСН, по которым возводятся эти здания. Мы в свое время настояли, чтобы в ходе подобного строительства в обязательном порядке велось научно-техническое сопровождение.
Классический пример - возводимый стадион «Спартак». Сложнейший объект. На его строительстве параллельно работает большое количество организаций. Специфика нашего надзора в том, что мы должны полноценно охватить все стадии строительства, проконтролировать соблюдение норм и технологических процессов. Это помогает выявлять и оперативно устранять все нарушения.
– На Ваш взгляд, за последние годы качество строительства в столице улучшилось?
– Ситуация с качеством строительства в Москве меняется в лучшую сторону, хотя работы в этом направлении предстоит еще много. Нельзя сказать, что качество строительства улучшается по какой-то одной причине. Это совокупность разных факторов. Во-первых, экономика перестраивается на рыночные отношения, слабые строительные компании не выдерживают конкуренцию и уходят с рынка. Во-вторых, совершенствуется работа нашей службы - государственного строительного надзора. Как я отметил выше, снизилось количество нарушений. В-третьих, подрядчики и заказчики усиливают строительный контроль, поскольку стараются работать лучше, чтобы выдержать конкуренцию.
Положительно сказывается на вопросах качества совершенствование нормативной базы. В настоящее время нормативные документы в строительной сфере приводятся в соответствие с международными нормативами. Готовятся актуализированные своды правил, которые заменят устаревшие СНиПы.
С целью улучшения качества и безопасности строящихся объектов создан подведомственный Мосгосстройнадзору Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве. Одного инспектора, который с рулеткой выходит на объект, недостаточно для того, чтобы доказать дефекты, которые допускает подрядчик. А вот инструментальное исследование с помощью специальных приборов и устройств является доказательной базой. В соответствии с Программой действий Мосгосстройнадзора на 2013 год центр полностью реализует установленное ему государственное задание по инструментальному контролю с целью обеспечения качества строительства.
– Какие задачи стоят перед Мосгосстройнадзором сегодня?
– До конца 2013 года Комитет должен обеспечить контроль за вводом в текущем году объектов капитального строительства общей площадью недвижимости 8,5 млн кв. м.
Среди других задач - принять постановление правительства Москвы «Об утверждении административного регламента исполнения Мосгосстройнадзором государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора». Документ позволит упорядочить и устранить избыточные административные процедуры, обеспечить открытость и прозрачность процедур. Кроме того, необходимо утвердить административный регламент выдачи документа, подтверждающего строительство объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского капитала. Это позволит реализовать право граждан использовать средства материнского капитала для улучшения жилищных условий.
В целом Комитет уверенно держит ситуацию под контролем по вопросам качества и безопасности строительства в городе Москве. Самое главное - в тесном взаимодействии с другими органами исполнительной власти обеспечить выполнение задач, поставленных мэром и правительством Москвы. От их успешного решения во многом зависит благополучие нашего города и москвичей.
Максим Аверин, собственный корреспондент
