Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Планета БКЛ
Все темы

ASADOV и Zaha Hadid architects: комментарии победителей конкурса на станции метро

Пятый конкурс «Мосинжпроекта» на дизайн новых станций метро завершился в конце августа. Лучшими были признаны проекты Zaha Hadid Architects и Архитектурного бюро ASADOV. Оба они планируются к реализации. Архитекторы поделились впечатлениями от участия в конкурсе и радостью от победы.

- Как вы приняли решение об участии в конкурсе? Почему ваше бюро отправило заявку и были ли вы уверены в своей победе?

Андрей Асадов: Мы присматривались к конкурсам на станции метро уже давно, но участвовать до последнего времени не решались. Зато нас каждый год вдохновляли яркие идеи облика станций, так что, в конце концов, самим захотелось в этом поучаствовать!

Кристос Пассас: Нам всегда хотелось разработать дизайн новой станции всемирно известного Московского метрополитена, поэтому после объявления конкурса мы не задумываясь решили принять участие. В подобных мероприятиях никогда не знаешь, кому улыбнется удача, ведь очень многие конкурсанты представляют интересные проекты. Любой конкурс – это испытание, поэтому мы стараемся выбирать мероприятия высокого класса с четкими критериями отбора и хорошо организованным процессом. Кроме того, намного интереснее работать над увлекательными и значимыми проектами.

- Расскажите, создавало ли ваше бюро ранее архитектурный облик станций метро или концепцию развития какого-либо объекта транспортной инфраструктурой? Если да, расскажите, в чём отличие прошлого опыта от того, который вы получили в ходе конкурса?

Андрей Асадов: До нынешнего конкурса в дизайне станций метро участия принимать не приходилось, зато был довольно обширный опыт в дизайне аэропортов. Многие вещи, начиная от лаконичного, но выразительного облика интерьера и заканчивая износостойкой отделкой, здесь схожи.

Кристос Пассас: Нам уже доводилось участвовать в подобных мероприятиях. Конкретно этот конкурс интересен тем, что участникам предлагалось разработать один из узлов сложной системы станций и веток с очень богатой и интересной историей (например, станции-дворцы), каждая из которых выполнена в своем уникальном стиле.

- Что вас вдохновляло при создании проекта станции? С какими трудностями сталкивались?

Андрей Асадов: Как и при создании аэропорта, каждый из которых обязательно носит чье-либо имя, название станции, связанное с Георгием Жуковым, ключевым персонажем переломного момента отечественной истории 20 века, вдохновило нас на целый ряд смыслов и образов. Конечно, непросто было удержаться между ясностью смысла и отсутствием буквальных интерпретаций.

Кристос Пассас: Станция «Кленовый бульвар» располагается на периферии Большой кольцевой линии московского метро. Она станет одной из станций нового поколения, и нам хотелось разработать уникальный проект – одновременно прогрессивный, воспевающий наследие прошлого и удобный для пассажиров.

- Что для вас московское метро? В чём его идентичность и отличие от метрополитена в других странах?

Андрей Асадов: Московское метро – это полноценный музей архитектуры и искусства советского времени. Здесь символическая составляющая играет большую роль, поэтому важно продолжать традицию создания новых смыслов сейчас, в 21 веке. И череда недавних конкурсов на станции, конечно же, способствует этому.

Кристос Пассас: Московское метро – это динамично развивающаяся система дополняющих друг друга станций, которую пассажиры воспринимают как единое целое. Что интересно, каждая станция непохожа на другую: такое разнообразие стилей и концепций наблюдается не только в Москве, но и в других городах, где есть метро.

- Расскажите, в чём уникальность вашего проекта и его основная идея.

Андрей Асадов: Следуя традициям архитектуры метро, мы постарались развить их на новом этапе, соединив с одним из символов Победы – орденом Отечественной войны, красной звездой с золотистыми снопами света. В парадном строю, будто воины-победители, застыли несущие опоры. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство. Входные павильоны в виде красных клиньев также несут символическую составляющую, перекликаясь со стрелками военных карт.

Кристос Пассас: Этот проект отражает наше представление о том, какой может быть современная станция метро: удобной в эксплуатации, с интуитивно понятной навигацией, подсветкой для оповещения о прибытии и отправлении поездов и лаконичным оформлением. Мы решили создать колонны сложной формы, выстроив единую динамическую цепь, и использовали особый прием, чтобы указать направление движения поездов.

- Если бы вам нужно было описать свой проект тремя словами, как бы вы его охарактеризовали?

Андрей Асадов: Победа, Традиции, Авангард.

Кристос Пассас: Светлое, динамичное пространство и интуитивно понятная навигация.

- Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что победили? Как вы думаете, почему жюри выбрало именно вас?

Андрей Асадов: Конечно, было очень неожиданно и приятно узнать о том, что выбор жюри пал на наш проект. Мы с самого начала постарались ясно выразить ключевую идею и сохранить ее свежесть до конца работы над проектом. Надеюсь, нам это удалось!

Кристос Пассас: Новость о победе нас очень обрадовала. Наверное, жюри выбрало наш проект, потому что он предлагал самый продуманный и четкий план, который прекрасно вписывается в концепцию Московского метрополитена.

Вероника Шевченко