Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Куда придёт московская подземка? На вопросы отвечает Марат ­Хуснуллин

Как продвигается программа реновации, где в 2019 г. в Москве построены знаковые объекты и что в планах на следующие несколько лет?

На эти и другие вопросы отвечает зам­мэра Моск­вы по вопросам градостроительной политики и строительст­ва Марат ­Хуснуллин.

Реновация  «встала на ноги»

– Марат Шакирзянович, год завершается. Можно уже подвести итоги по объёмам введённой недвижимости?

2019-й войдёт в историю как рекордный: уже сейчас в Москве введено 10,4 млн кв. м недвижимости, включая 4,5 млн кв. м жилья. Беспрецедентные цифры, так много никогда не вводили! По темпам строительства и ввода недвижимости мы сегодня на 4-м месте среди мегаполисов мира, обо­гнали Нью-Йорк, а по итогам года есть шанс попасть в тройку лидеров. Ввели около 500 тыс. кв. м отелей и апартаментов, примерно столько же – объектов торговли и промышленности, около 800 тыс. квадратов офисных площадей.

– Традиционно основные объёмы жилья приходятся на инвестиционные проекты. А сколько строит сейчас город и каковы планы на ближайшие годы?

– Доля инвесторов в сегменте жилищного строительства действительно велика – до 86%. И этот тренд сохраняется, что радует, так как стройка – главный драйвер развития всей столичной экономики. Причём и перспективы внушают оптимизм. Сейчас выдано разрешений на строительство 33 млн кв. м жилья – мощный задел на ближайшие 5 лет, позволяющий уверенно смотреть в будущее и формировать продуманные и чёткие планы развития Москвы. Больше стал строить город, и темпы будут только расти. В Адресной инвестиционной программе столицы на 2020–2022 гг. мы направляем на строительство жилья существенный объём денег, который позволит только за счёт бюджета и субсидий фонду реновации ввести 3,4 млн кв. м площадей. Это в разы больше, чем Москва ежегодно строила до сих пор. Причём большую часть введём по программе рено­вации – 2,8 млн квадратов, из которых порядка 2 млн – жильё, остальное – инфраструктура в пешей доступности.

Программа реновации – один из главных столичных проектов, который у всех на слуху. Сколько людей уже справили новоселье?

– Считаю, что программа набрала очень хорошие темпы. В эксплуатацию введено 49 домов (всего 0,6 млн кв. м), из которых 47 передано под заселение. Строится ещё 147 домов (это 1,9 млн кв. м), 66 – проектируется (1,2 млн кв. м).

Начато переселение 19,8 тыс. жителей из 104 домов, из которых 12,7 тыс. уже справили новоселье. 15 хрущёвок, из которых люди переехали в новые дома, снесено. В будущем году планируем переселить ещё 15 тыс. человек. Кстати, в этом году мы решили очень важную задачу, а именно: обеспечили стартовых площадок на 5 млн квадратов – такие объёмы позволяют нам поднять первую волну реновации. Так вот, на сегодняшний день утверждена уже 431 стартовая площадка на 7 млн кв. м.

– Какие знаковые объекты недвижимости украсили Москву в этом году?

– Прежде всего это два объекта мирового уровня в «Лужниках»: уникальный Центр художественной гимнастики и крупнейший в России и один из самых больших в Европе Дворец водных видов спорта. Среди объектов года нельзя не назвать и крупнейшую в России экспериментальную школу с кванториумом на ЗИЛе, Центр здоровья семьи ГКБ им. Плетнёва на Измайловском шоссе, Музейный парк у Политеха с благоустроенной пешеходной зоной, городскую площадь в «Москва-Сити».

Удобные диаметры для быстрых маршрутов

– Какой из реализованных в 2019 г. проектов можно назвать событием года?

– Их несколько, и каждое имеет огромное значение для Москвы и москвичей. Это запуск первых двух Москов­ских центральных диаметров – настоящая транспортная революция, поскольку железная дорога начинает работу в режиме метро, став полноценным городским общественным транспортом. За 3 года совместно с нашими коллегами из ОАО «РЖД» мы построили 132 км путей для диаметров, реконструировали 20 из 24 остановочных пунктов на МЦД-1 и 27 из 32 – на ­МЦД-2. И работа продолжается.

Событием года стало и открытие новой ветки метро – Некрасовской, а точнее, её первого участка от «Некрасовки» до «Косино». 2019-й войдёт в историю и как год завершения строительства Северо-Западной хорды – первой из 4 магистралей, образующих хордовое кольцо, которое изменит логистику движения, серьёзно повлияет на улучшение дорожной ситуации в столице, снизит пробки, позволит водителям использовать более удобные и быстрые маршруты.

– Вы упомянули о двух диаметрах. Что дали они жителям столичного региона?

– Полмиллиона москвичей в районах, где нет метроСеверном, Дмитровском, Восточном Дегунине, Можайском, Щербинке, – получили скоростной рельсовый транспорт в пешей доступности. Всего же остановочные пункты диаметров появились в пешей доступности у 1,1 млн горожан. Теперь многим выгоднее ездить по диаметрам, а не на метро – гораздо быстрее. Удобнее и дешевле стали поездки в столицу для жителей Подмосковья. Прежде они доезжали до ближайшей станции метро и спускались под землю, так как, если ехать на электричке дальше, поездка обходилась дороже. Теперь они могут за те же день­ги пересечь всю Москву, а там, где нужно, ещё и бесплатно пересесть на метро или МЦК. В целом запуск первых диаметров улучшил транспорт­ное сообщение 4 млн жителей 45 районов города и 6 городов Подмосковья.

– Каковы дальнейшие планы по развитию диаметров?

– Будем строить дополнительные пути и связки между радиальными направлениями железной дороги, чтобы могли поехать МЦД-3, МЦД-4 и ­МЦД-5, сооружать новые станции, вестибюли, благо­устраивать прилегающие к платформам территории. Идут работы и на МЦД-3 (Зеленоград – Рамен­ское) и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный), определена маршрутизация и запущены в работу ­МЦД-5 (Пушкино – Домодедово). Всего будет более 375 км линий и свыше 180 станций, с которых можно будет совершить более 100 новых пересадок.

– Каковы итоги 2019-го на ниве метростроения? Какие ещё линии и станции появятся на карте столичного метрополитена?

– Открыты для пассажиров станции на новой розовой ветке – «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и пересадочная на фиолетовую ветку «Косино». Заработал участок Сокольнической ветки – на территории Новой Москвы от «Саларьево» до «Коммунарки». Достроили второй участок Некрасовской ветки с четырьмя станциями – от «Косино» до «Нижегородской» и участок БКЛ с двумя станциями – «Авиамоторная» и «Лефортово». В первые месяцы будущего года откроем эти участки для пассажиров.

В ближайшие годы полностью достроим БКЛ, продлим Сокольническую ветку до «Потапово», Солнцевскую – до а­эропорта «Внуково», Люблинско-Дмитровскую – до посёлка Северный, Арбат­ско-Покровскую – до Гольяново. Метро придёт в районы, где его пока нет, но где оно жизненно необходимо. Появятся на карте столичной подземки и новые линии – уже строящаяся Коммунарская, а также Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская. В 2025 г. метро в шаговой д­оступности будет у 95% м­осквичей.

– А что с дорогами? Какими ключевыми объектами ввода з­апомнится 2019-й?

– Темпов дорожного строительства не снижаем. В этом году построили и реконструировали 111,2 км дорог, 25 тоннелей, э­стакад и мостов, 16 пешеходных переходов. Среди ключевых объектов года – ввод в строй Балочного моста через канал им. Москвы – последнего объекта Северо-Западной хорды, которая, как я уже сказал, теперь полностью готова, участок Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта, развязки на пересечениях МКАД с Бесединским шоссе и улицей Генерала Дорохова, дублёры Дмитровского и Остафьевского шоссе, дорога от Калужского до Варшавского шоссе. Завершаем строитель­ство моста через Кожуховский затон, движение по которому планируем открыть до конца года.

Антон Краев