timelapse
Все темы

Рельсы в 1000 километров

Планы, заложенные в него, грандиозные. 67 километров новых линий и 27 станций метро, десятки километров автодорог, миллионы квадратных метров жилья для участников программы реновации. А еще новые больницы и школы, детсады и спорткомплексы. Самое время задаться вопросом, а как выполняются прежние планы? Взять хотя бы Адресную инвестиционную программу текущего года. Об этом разговор корреспондента «РГ» с руководителем департамента строительства Москвы Андреем Бочкаревым

Плюс 100

Андрей Юрьевич! Вот уже девять лет подряд столица строит по 100 километров новых дорог в год. В этом году добавится тоже сотня?

Андрей Бочкарев: По плану в 2019 году наш департамент должен ввести в эксплуатацию 53 километра новых магистралей. Но уже к сентябрю мы ввели 56 километров. Автомобилисты и общественный транспорт пользуются новой разворотной эстакадой на Волоколамском шоссе, а также участком Северо-Восточной хорды от Открытого шоссе до улицы Лосиноостровской. До конца года постараемся завершить сооружение еще 26 километров. Учитывая, что дорожным строительством серьезно занимаются другие органы власти в Новой Москве, в общей сложности действительно снова получится больше сотни километров.

Критическая ситуация, сложившаяся в городе, заставила столичные власти в 2010 году взяться за масштабное дорожное строительство. Как говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, если бы город не занялся тогда транспортной программой, то москвичи бы уже ездили из района в район в командировки с ночевкой. Но город все-таки едет! Что же реально изменилось?

Андрей Бочкарев: Многое. Взять хотя бы количество машин - их было 3 миллиона, а сейчас уже 4,5 миллиона. Так почему же Москва движется? Ну не зря же мы строили дороги! 800 километров, которые добавились за последние восемь лет, это 12 процентов магистралей от улично-дорожной сети, сложившейся в городе за всю его историю. Но останавливаться нельзя и впредь. Вот почему в Адресной инвестиционной программе развития Москвы до 2023 года запланировано построить еще 570 километров дорог, а также 150 искусственных сооружений - транспортных развязок, эстакад и путепроводов.

Москвичи давно ждут, когда в городе появятся дублеры Кутузовского проспекта. Южный дублер, как известно, возводит город. На каком этапе его строительство сейчас? И что изменит появление этой магистрали в транспортной схеме движения?

Андрей Бочкарев: Первый этап - от Аминьевского шоссе до улицы Минской с транспортной развязкой, планируем завершить до конца текущего года. Там сейчас завершаются работы по сооружению моста через Сетунь и двух эстакад через улицу Минскую. На втором этапе к середине 2020 года будет построен участок от транспортной развязки на пересечении с улицей Минской до Третьего транспортного кольца. С появлением этого дублера автомобилисты на пути из Сколково в Москву-Сити смогут обходиться без выезда на Кутузовский проспект, который и без того перегружен. Улучшит Южный дублер и в целом транспортное сообщение более чем 600 тысяч горожан из районов Раменки, Фили-Давыдково, Очаково-Матвеевское, Можайском и Дорогомиловском.

«За последние восемь лет добавилось 800 км дорог - это 12 процентов от улично-дорожной сети».

А Северный дублер Кутузовского проспекта, который планировалось построить на инвестиционные деньги, строится?

Андрей Бочкарев: Да, строительно-монтажные работы по его сооружению начались в установленные сроки - в мае. Ввод его в строй запланирован на четвертый квартал 2021 года. Северный дублер станет в городе восемнадцатой вылетной магистралью. Он сыграет свою роль в разгрузке Кутузовского проспекта и сделает более комфортным въезд на платный дублер трассы М-1 «Беларусь».

Строится в городе сейчас и большое количество пешеходных переходов. Есть даже такой суперсовременный, с травалаторами, к парку «Остров мечты». А что представляют собой остальные переходы?

Андрей Бочкарев: Их строится более 30. Скоро будет введен, в частности, подземный переход от района Марфино к станции метро «Фонвизинская» под железнодорожными путями Октябрьского направления МЖД. Движение поездов там очень интенсивное, и по просьбам жителей мэр Сергей Собянин принял решение о его строительстве. Все переходы, где возможно, оборудуются лифтами для маломобильных граждан, системой автоматизированного снегоудаления.

Метро к подъезду

В планах столицы к 2023 году более 90 процентов москвичей должны иметь подземку в пешеходной доступности. Горожане внимательно следят, как удлиняется их линия. Но ведь будут строиться и абсолютно новые линии?

Андрей Бочкарев: Да, это так. И на самой главной - Большой кольцевой, первые шесть станций даже введены в эксплуатацию. Замкнуть это кольцо планируем к 2023 году. Еще одна новая линия - Коммунарская. Ее первый участок от станции «Улица Новаторов» до «Коммунарки» мы уже начали строить. Помимо названных на нем разместятся еще пять станций: «Университет дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская». Всего же на этой тридцатикилометровой линии будет расположено 16 станций.

И куда дойдет эта ветка?

Андрей Бочкарев: До Троицка. Как справедливо заметил мэр, Коммунарская линия - это фактически дублер южных участков Сокольнической и Калужско-Рижской линий. Она разгрузит их.

Выиграют от этого в первую очередь пассажиры оранжевой линии, так как их станция «Теплый стан» перестанет быть главным транспортно-пересадочным узлом для жителей Новой Москвы. Думаю, что с удовольствием пересядут на Коммунарскую линию и жители Академического района, районов Проспект Вернадского и Коньково.

Давно ждут метро и жители Бирюлево...

Андрей Бочкарев: Решение по прокладке Бирюлевской линии принято. К ее строительству мы приступим примерно в 2022 году. И в это же время планируем взяться за еще одну ветку - Рублево-Архангельскую. А к 2024 году в столице произойдет настоящий транспортный прорыв: протяженность подземного и наземного метро по нашим расчетам должна достигнуть 1000 километров. Их станции будут связаны 123 пересадками. Дорог же к этому времени, начиная с 2011 года, добавится 1300 километров.

Берег левый, берег правый

С большим интересом в городе обсуждалась программа обустройства набережных Москвы-реки. Такая прекрасная водная артерия проходит чуть не через весь город. Но какая горожанам от этого польза, если все берега либо забетонированы, либо захламлены коммунальными зонами. Меняется ли ситуация?

Андрей Бочкарев: Над программой «Моя река» работа уже ведется. В ходе реконструкции архитекторы ставят задачу вернуть набережным естественные берега - с деревьями и кустарниками, газонами и цветниками, беговыми дорожками с мягким покрытием и велодорожками. По такой концепции мы начали в этом году обустраивать набережную Марка Шагала в районе ЗИЛа. Для удобства отдыхающих планируется также создание выставочного зала, пунктов проката велосипедов и лодок «Северный» и «Южный», строительство причала и трех спусков к воде, плюс шести велопарковок.

Большие планы у нас связаны и с Шелепихинской набережной, Карамышевской, Симоновской, Нагатинской поймой. Под них пока разрабатываются концепции. Но в начале 2020 года будут объявлены конкурсы за право работы над конкретными проектами.

Москва-река проходит по территории Москвы на расстоянии более 80 километров. Поэтому работает над ней не только наш департамент, но и комплекс городского хозяйства, который также занимается благоустройством набережных и их озеленением. В итоге более 60 километров Лужнецкой, Москворецкой набережных и ряда других уже приведены в порядок. Но полностью программа развития набережных Москвы-реки будет утверждена до конца этого года.

В ходе реконструкции архитекторы ставят задачу вернуть набережным естественные берега.

В АИП до 2023 года запланировано построить 24 моста. Где именно?

Андрей Бочкарев: Нашему департаменту поручено возведение 18 мостов. Самые значимые для города - балочный мост через Карамышевское спрямление реки Москвы и мост через Кожуховский затон к парку развлечений «Остров мечты». Мост через реку Москву между Курьяновским бульваром и улицей Кантемировской станет частью Юго-Восточной хорды. Еще один мост нужно построить на ЗИЛе - через затон Новинки. В ходе реконструкции Волоколамского шоссе планируется реконструировать и мост через реку Сходня.

Новоселье близится

Андрей Юрьевич, как продвигается программа реновации? Все-таки переселить миллион человек, как предусмотрено, наверное, непросто?

Андрей Бочкарев: Напомню, программа реновации стартовала летом 2017 года. По ее масштабам - за 15 лет нужно расселить 5173 пятиэтажки - сразу стало понятно, что раскачиваться некогда. Для начала ее реализации правительство Москвы приняло решение довести до стандартов реновации, утвержденных мэром Москвы Сергеем Собяниным, те дома, которые строились по другим городским программам. В итоге 47 домов уже введено в эксплуатацию, 43 из них переданы под заселение. Еще 142 дома строятся во всех округах города, 64 - проектируется. Активно идет работа по подбору новых стартовых площадок. На сегодняшний день подобран 361 адрес для строительства новых домов общей площадью свыше пяти миллионов квадратных метров. Так что темпы переселения по программе реновации будут постепенно возрастать. Благодаря ей 350 тысяч московских семей, то есть более миллиона человек, переедут в новые квартиры с улучшенной отделкой.

А строительство жилья для очередников в столице продолжается?

Андрей Бочкарев: С 2012 года для решения городских задач было построено 184 дома на 31 157 квартир. До конца этого года мы планируем ввести в эксплуатацию еще 9 домов на 1518 квартир.

Школа, поликлиника, досуговый центр

Какие у департамента планы по строительству объектов образования: школ, детских садов?

Андрей Бочкарев: В следующем году мы планируем ввести в эксплуатацию 4 детских сада на 770 мест. На 2021 год запланирован ввод семи детсадов на 1525 мест, а на 2022 - еще восьми на 2100 мест. Еще одна хорошая новость - мы возобновляем строительство детских дошкольных учреждений большой вместимости, в том числе и со встроенными бассейнами.

Активно идет возведение и новых школ. В будущем году запланирован ввод 17 школ, учебных корпусов и блоков начальных классов на 8250 мест в различных округах Москвы. Среди них есть и школы большой вместимости - на 1900 мест в районе Левобережный и на 900 мест в районе Северный.

Есть и очень интересные проекты. Например, блок начальных классов для школы N 2109, расположенной по улице Брусилова, сможет трансформироваться в дошкольное заведение в зависимости от демографических потребностей, а на улице Смольная будет введен учебный корпус на 550 мест с размещением дошкольного отделения на 300 мест.

В 2021 году предусмотрен ввод 13 школьных объектов на 6200 мест. Среди них одна большая школа на 1150 мест в Некрасовке и учебный корпус на 550 мест с размещением дошкольного отделения на 150 мест на улице Юровской.

На ввод в 2022 году в соответствии с АИП предусмотрено проектирование и строительство 15 школ и учебных корпусов на 9035 мест. Среди них - школа на 1150 мест в районе Лефортово, школа на 1200 мест в поселении Десеновском, а также комбинированный учебный корпус на 400 мест в районе Беговой, на улице Правды.

Есть у Москвы еще одна интересная программа - «Культура Москвы». Чем она порадует москвичей?

Андрей Бочкарев: В настоящее время у нас в строительстве 8 таких объектов. Два из них мы планируем ввести уже в этом году: это Дом культуры «Киевский» в Новой Москве и культурно-досуговый центр на улице Катукова в районе Строгино.

В будущем году новую сцену получит Театр «Уголок дедушки Дурова», а новые здания - Детская школа искусства N 58 им. М.И. Глинки и Детский музыкальный театр юного актера.

Всего же на 2020-2022 годы запланирована реализация 14 объектов культуры, среди них ряд объектов в Московском зоопарке: реконструкция пешеходного моста через ул. Б. Грузинскую, строительство входа со стороны станции метро «Баррикадная» и новый павильон «Ластоногие», реконструкция «Оранжерейных прудов» и «Оранжерейного комплекса» в музее-заповеднике «Царицыно», выполнение работ по изготовлению и установке памятного знака, посвященного чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года на улице Никольской, которая в прошлом году на чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года стала местом притяжения и общения футбольных болельщиков со всего мира.

Также выделены средства на проектирование двух культурно-досуговых центров в районах Бирюлево Западное и Северное Бутово.

Я могу еще долго перечислять - интересных объектов в наших планах много. Но уж поверьте на слово: культурой мы занимаемся точно не по остаточному принципу.