Карима Нигматулина: «Ставка - человеческий капитал. Цель - баланс и комфорт»
Темы в материале:
В эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» исполняющая обязанности директора Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы Карима Нигматулина раскрыла планы развития столицы на 2015 год.
Строительство в Москве из года в год наращивает темп. Появляются новые станции метрополитена, дороги, парки и социальные объекты. Свой сценарий развития Москвы на ближайшее время Генплан представит совсем скоро.
«НОВАЯ МОСКВА»
- Какие основные задачи вы ставили перед собой при разработке проекта территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО)?
Карима Нигматулина |
- В прошлом году мы закончили всю утверждаемую часть материала по территориальным схемам - на Новомосковский и Троицкий административные округа. Сейчас этот материал вносится на рассмотрение в правительство Москвы и пройдет публичные слушания.
В нем мы ставили перед собой задачу упорядочить и структурировать застройку, которая уже существует и будет возведена в «новой Москве».
Когда эта территория была Московской областью, многие градостроительные документы выдавались несистемно. Например, в некоторых районах размещались только жилые дома, при этом рабочих мест и рекреационных зон не создавалось.
Теперь концепция развития этих территорий - создание комфортной городской среды, баланс жилого и рабочего сектора. Так, согласно плану к 2035 году в «новой Москве» на 1 миллион рабочих мест должно приходиться 1,5 миллиона жителей. При этом мы соблюли наличие объектов социальной инфраструктуры, большой акцент делался на сохранение зеленого массива.
Существует программа, в рамках которой планируется развивать рекреационные зоны, чтобы в «новой Москве» люди могли не только жить и работать, но и отдыхать. Параллельно с этим перед нами стояла задача просчитать, зафиксировать и зарезервировать транспортные коридоры на будущее, чтобы потом на этих территориях иметь возможность развивать транспортную инфраструктуру.
- Как же лучше организовать движение на этих территориях?
- Один из важнейших идеологических элементов этого раздела терсхем - сформировать сетевую транспортную структуру в «новой Москве». Если внимательно посмотреть на нее, то мы видим, что сейчас существуют радиальные магистрали, такие как Киевское, Калужское и Варшавское шоссе, которые идут от центра к периферии. Между ними необходимо создать поперечные связи. Найти такие коридоры-связки было важной задачей для нас.
Например, есть поперечная дорога, которая называется Солнцево - Бутово - Видное.
Далее существует связка, которую мы неофициально называем Аэропортовской. Они связывают все радиальные магистрали между собой и по нашей задумке должны также связать Киевское и Курское направления железной дороги. При их пересечении образуются узлы и территории с хорошей транспортной доступностью, вдоль которых идет развитие территорий.
- Как будет развиваться структура метрополитена в «новой Москве»?
Проект станции метро «Саларьево» |
- Уже активно ведется строительство новых станций Сокольнической ветки метро по направлению к «Саларьево». Запланировано строительство станций Солнцевской линии и новая ветка от Третьего пересадочного контура до административно-делового центра в Коммунарке.
Также на долгосрочную перспективу для строительства метрополитена заложены дополнительные технические коридоры. В случае, если эти территории не будут застроены, данные площадки отдадут под общественные пространства. Но кто знает, какой будет транспорт, и как мы будем передвигаться через 30-40 лет?
МОСКВА-РЕКА
- Как сейчас происходит работа с победителями и финалистами градостроительного конкурса на развитие территорий Москвы-реки?
В ближайшем будущем главная водная артерия столицы превратится в идеальное место отдыха на всем своем протяжении |
- Мы активно сотрудничаем с командой - победителем конкурса и детально рассматриваем различные отраслевые разделы концепции: транспорт, экология, инженерия, историко-культурный аспект и другие. Также сейчас проходит анализ проектов всех финалистов конкурса. В середине апреля планируем представить окончательный проект столичному правительству.
Но, кроме самой концепции развития территорий Москвы-реки, мы должны составить план ее реализации на 20 лет: очередность мероприятий и финансовую модель.
Какие-то территории будут развиваться за счет финансирования городских властей, некоторые - на средства инвесторов, и часть территорий будет преобразована при их совместной поддержке. Уже есть успешные примеры, когда инвесторы взяли на себя обязательства обустроить за свои средства часть набережных на территориях промышленных зон «ЗИЛ» и «Тушино».
В ближайшее время особенно важно развить интерес горожан к реке не очень дорогими мероприятиями. Они смогут поднять спрос на эти территории, который, в свою очередь, их капитализирует. Первый толчок для этого должно дать правительство за счет благоустройства набережных. После этого можно будет говорить о формировании общественных пространств вдоль реки.
- Сложная экономическая обстановка не отпугнет инвесторов?
- Мы разрабатываем такие проекты, которые реализуются в течение длительных сроков. И все понимают, что экономика циклична. Скорее это может повлиять на темпы реализации, но никак не на саму тему и концепцию проектов. Идеал, к которому мы стремимся, должен быть устойчивым, несмотря ни на какие внешние ситуации.
ПЛАНЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
- По какому пути город будет развиваться?
Так с высоты птичьего полета будет выглядеть ледовый дворец спорта «Арена легенд» на территории промзоны ЗиЛ |
- Институт ведет работу по актуализации важного документа - Генерального плана Москвы: проведены сбор и анализ исходных данных, разрабатываются проектные предложения и обосновывающие материалы.
Рассматриваются различные сценарии пространственного развития Москвы для того, чтобы выбрать наиболее подходящее и устойчивое проектное решение.
Основная идея, которой мы руководствуемся в работе над Генпланом, - сделать наш город комфортным для москвичей и гостей столицы. Развиваясь, все мировые столицы делают акцент именно на население мегаполисов, потому что экономический драйвер любой страны - это человеческий капитал. Это означает, что необходимо притянуть в Москву самых лучших специалистов со всего мира.
- Какие новшества ждут институт в этом году?
- В 2013 году при институте был создан научный фонд для поддержания и развития собственной научной и исследовательской базы. Этот фонд финансируется из прибыли предприятия. В рамках его работы институт инициировал закупку мобильной лаборатории для сбора данных о дорожной ситуации.
Она представляет собой небольшой фургон, который оснащен специальной техникой - видеофиксаторами, детекторами, GPS-датчиками, квадрокоптером и другими устройствами. Такая передвижная исследовательская станция необходима для получения данных о трафике в городе, кроме этого, лаборатория поможет изучать даже поведение водителей автомобилей.
В прошлом году наш институт выиграл тендер на разработку Генерального плана Казани, и вполне возможно, что эта лаборатория будет использована и для подробного изучения «третьей столицы» России.
СПРАВКА
В программу благоустройства набережных на 2015-2017 годы главной водной артерии города - Москвы-реки - включены работы по преобразованию Фрунзенской набережной, территорий, прилегающих к Новодевичьему монастырю, - Лужнецкого проезда, Новодевичьего проезда, Новодевичьей набережной, набережной Тараса Шевченко, а также комплексное благоустройство территории общей площадью 20,5 га, которая является частью объекта природного комплекса «Прибрежная зона Москвы-реки от Курского направления Московской железной дороги до Братеевского моста» по улице Борисовские Пруды.
Дополнительные участки проектирования и благоустройства будут определены концепцией развития территорий, прилегающих к Москве-реке, после апреля нынешнего года.
Лина Алексюнайте



