timelapse
Все темы

«Московская перспектива»: «Новый Генплан максимально учтет интересы всех жителей города»

Темы в материале

Марат Хуснуллин о строительстве метро, реконструкции «Лужников» и реорганизации промзон

О том, каких результатов добились московские строители, что планируется построить в ближайшее время в столице, корреспонденту «Московской перспективы» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, уходит в историю 2014 год. Каким он был для Стройкомплекса столицы, что удалось сделать?

- Главное - удалось сохранить положительный тренд по вводу недвижимости. Несмотря на сложившуюся во второй половине года непростую финансово-экономическую ситуацию, мы не только не снизили темпов и объемов сдачи построенных объектов, но и по сравнению с прошлым годом превысим их.

По итогам года планируем ввести в строй 8,7-9 млн кв. метров недвижимости при том, что в прошлом году эта цифра была 8,58 млн кв. метров. Значительно больше возводим социальных объектов. Если в 2013 году мы построили и ввели 64 объекта, то в этом их будет 88.

Хочу особо отметить, что львиная доля усилий стройкомплекса в этом году по-прежнему была направлена на решение главной задачи - развитие транспортной инфраструктуры и в первую очередь метрополитена как основного вида общественного транспорта столицы.

Еще в первом квартале нынешнего года мы открыли пассажирское движение на двух участках: от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» (3,4 км, две станции) и от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (4,5 км, две станции); в конце лета ввели в эксплуатацию и открыли для пассажиров новые станции метро: «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии, а в начале декабря - станцию «Тропарево» на Сокольнической линии. Велись масштабные работы по реконструкции и строительству дорожных объектов. По итогам года мы введем 84,1 км дорог, что в четыре раза больше, чем в 2010 году. Всего в ближайшие четыре года построим 388 км дорог.

- Все ли объекты сдали в этом году в те сроки, что запланировали изначально?

- По большинству объектов в сроки уложились, по некоторым завершили работы даже с опережением. Есть несколько объектов, строительство которых планировалось завершить до конца года, но в силу разных причин сроки пришлось сдвинуть. Это новый участок Сокольнической линии метро от станции «Тропарево» до станции «Саларьево» и расположенные на нем станции «Румянцево» и «Саларьево», реконструкция Щелковского шоссе и строительство объектов на Северо-Западной хорде: Алабяно-Балтийский тоннель, реконструкция Большой Академической улицы и улицы Берзарина.

- Почему не удалось уложиться в сроки?

- Что касается метро, то основных причин две. Первая: схема участка предусматривает оборот поездов только за станцией «Саларьево», поэтому открывать две станции («Румянцево» и «Саларьево») нужно одновременно, но готовность «Румянцево» выше, так как там работы начались раньше, соответственно и раньше завершилась проходка. Во-вторых, из-за сложных инженерно-геологических условий, которые, как выяснилось на практике, отличаются от материалов изысканий, выполненных на этапе проектирования, темпы проходки на участке «Тропарево» - «Саларьево» оказались почти в два раза ниже, чем на предыдущем перегоне, и на сегодняшний день проходка одного из тоннелей здесь пока не завершена.

При реконструкции Щелковского шоссе генподрядчик сорвал сроки окончания строительства. Компания оштрафована. Мы приняли меры по интенсификации работ и завершим этот объект полностью в августе 2015 года. Алабяно-Балтийский тоннель, реконструкцию Большой Академической улицы и улицы Берзарина не завершили также по вине подрядной организации, которая попала в сложную экономическую ситуацию. Все контракты с ней расторгнуты. Осенью проведены новые торги, определены другие подрядчики, работы по всем объектам возобновлены.

- Как идет реализация программы по реновации промышленных зон? Что удалось сделать в этом году?

- Реновация промзон идет высокими темпами: за 11 месяцев на этих территориях уже ввели более 1,6 млн кв. метров недвижимости. Это как минимум на 300 млн кв. метров больше, чем за весь 2013 год. Самый крупный проект сегодня, к реализации которого мы приступили, это развитие промзоны «ЗиЛ». Там предполагается построить 488,7 тыс. кв. метров жилья, три школы, 12 детских садов. В первом квартале 2015 года мы планируем сдать в эксплуатацию Ледовый дворец «Арена легенд» и Центр водных видов спорта им. Анастасии Давыдовой.

Второй крупный проект - «Серп и Молот». В этом году был проведен открытый международный конкурс на разработку концепции развития этой территории, по итогам которой лучшей была признана работа голландского консорциума MVRDV. Проект предполагает создание многофункциональной общественно-жилой зоны. Предлагается построить новые кварталы общей площадью 1,84 млн кв. метров, в том числе 19 тыс. новых квартир, общественно-деловой центр площадью 172 тыс. кв. метров, детские сады, школы, поликлинику для взрослых и детей, автомобильные парковки почти на 10 тыс. машиномест.

В промзоне «Нагатинский Затон» предполагается проживание 6 тыс. человек, создание 5,8 тыс. рабочих мест. Новое жилье, «социалка» и рабочие места появятся также на месте нынешних промзон «Ленино» и «Кусково». Но есть и такие, где реновация в основном направлена на формирование научно-производственных кластеров. Жилье там, конечно, тоже построят, но немного. Так, реорганизация промзоны «Соколиная Гора» предполагает создание 6,7 тыс. рабочих мест, а проживать там будут всего 2,7 тыс. человек. Но, конечно, будет и новый детский сад, и новая школа. А реновация крупнейшей на периферии столицы промзоны «Руднево» целиком направлена на формирование там огромного инновационно-научного кластера, где смогут в перспективе быть заняты около 20 тыс. человек.

Фактическое освоение большинства промышленных территорий начнется не раньше 2015-2016 годов.

- А почему подготовительный период занимает так много времени?

- Много разных собственников, с которыми приходится договариваться, находить баланс интересов. Мы рассчитываем на скорое принятие нового ФЗ «О реорганизации производственно-коммунальных территорий», с помощью которого можно будет в полной мере интегрировать промзоны в социальную и экономическую жизнь города.

Закон позволит вовлечь в комплексную реорганизацию всех владельцев имущества в промзонах, предоставив им возможность выбора вариантов своего участия, а также определит основные правила и требования к застройке, чтобы преобразование этих территорий было системным.

- На чем в целом будет сосредоточено внимание стройкомплекса в 2015 году?

- Как я уже сказал, буквально в первом квартале нового года мы откроем два крупных спортивных объекта в промзоне «ЗиЛ» - Ледовый дворец «Арена легенд» и Центр водных видов спорта им. Анастасии Давыдовой. В начале года также запустим новые станции метро - «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии, а на Таганско-Краснопресненской линии - станцию «Котельники» в одноименном городе Московской области.

Основные усилия в 2015 году по-прежнему будут сосредоточены на развитии транспортной инфраструктуры с упором на общественный транспорт. Для города нет задачи важнее, чем эта.

- Есть ли будущее у крупнопанельного домостроения в Москве?

- Город не будет отказываться от крупнопанельного домостроения. Безусловно, монолит имеет ряд преимуществ. Например, большее количество планировочных решений внутри квартиры, отсутствие привязки к мелкому модулю. Но в то же время и очевидные минусы имеются: монолит дороже, и его строительство занимает больше времени.

Чтобы была возможность гибкости планировочных решений квартир в панельных домах, мы обращаем внимание производителей на создание более легкого модуля конструкции панелей - для увеличения шага несущих элементов. Кроме того, стараемся избежать дорогостоящих сварочных работ при возведении панелек, как это давно уже практикуется в других странах.

- Как идет подготовка нового Генерального плана Москвы? Когда будет готов этот документ?

- Генплан - это будущее мегаполиса, его стратегическая карта. Ныне действующий документ, который после долгих споров и обсуждений был принят в 2010 году, содержит ряд значительных недостатков и нуждается в серьезной переработке. В частности, в нем есть просчеты относительно прогнозов роста числа жителей и увеличения количества зарегистрированных автомобилей.

Новый Генплан максимально учтет интересы и обоснованные пожелания всех жителей города и гостей столицы. Работы по его формированию планируем завершить к 2015 году, после чего представим его москвичам. Это, кстати, самое главное: впервые такой документ будет вынесен на общественные слушания. Считаю, что некоторые вещи в Генплане нужно упростить, изложив их так, чтобы они стали понятны каждому горожанину, а не только специалистам.

- Что в планах по строительству метро на 2015 год?

- Всего в 2015 году намечено открыть для пассажиров восемь новых станций метро: «Румянцево», «Саларьево» Сокольнической линии, «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии, «Технопарк» и «Ховрино» на Замоскворецкой линии, участок Люблинско-Дмитровской ветки от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской» с тремя станциями - «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская».

Кроме того, продолжим строительство Кожуховской линии метро, а также Третьего пересадочного контура (ТПК) - «второго кольца». Этот грандиозный мегапроект - самый крупный за всю историю столичного метростроения - фактически 40% объема всех работ, запланированных до 2020 года. Протяженность ТПК составит 58,6 км, будет построено 28 станций.

Реализация проекта ведется поэтапно: уже начались работы на первом участке - от «Нижней Масловки» до «Делового центра». Второй этап предусматривает строительство участка от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». В следующем году мы выйдем на строительство ТПК на всех площадках.

Причем вводить объекты будем не отдельными станциями, а крупными блоками. К 2020 году ТПК полностью «замкнем» в полноценное кольцо. Хочу подчеркнуть, что заявленные сроки и объемы работ абсолютно реальны и выполнимы.

- Как продвигается работа по программе строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Москве?

- Прежде всего хочу особо подчеркнуть, что ТПУ мы рассматриваем не просто как транспортный узел, но и как активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые социальные услуги.

Наша задача - сделать так, чтобы, помимо формирования системы комфортной пересадки пассажиров в городе с одного вида транспорта на другой и снятия нагрузки на улично-дорожную сеть, ТПУ стали катализаторами развития прилегающих к ним территорий. Всего в Москве будет сформировано 273 ТПУ: 192 - в капитальном исполнении, 81 - в плоскостном.

Сегодня ведется разработка градостроительной документации, анализ имеющихся земельно-имущественных отношений, переговоры с землепользователями о процедуре их вовлечения в реализацию проектов ТПУ.

Ряд ТПУ планируем строить за счет средств городского бюджета. Определена группа ТПУ, по которым будет разработана вся необходимая градостроительная документация, а затем земельные участки вместе с документацией выставят на торги. Их потенциал - более 2 млн кв. метров недвижимости. И третья группа ТПУ - те, в реализации проектов которых мы готовы участвовать совместно с инвесторами. Это около 800 тыс. кв. метров недвижимости.

- Сейчас уже есть понимание того, какие потенциальные инвесторы могут быть задействованы в этой работе?

- В настоящий момент к одному из проектов ТПУ проявляет интерес компания «Пионер». В целом же транспортно-пересадочными узлами интересуются те инвесторы, у которых территориально рядом есть свои девелоперские проекты.

Нам известно, что больших успехов в строительстве современных ТПУ в условиях мегаполисов добились корейские и японские специалисты. Многие из них, кстати, уже работают у нас в качестве консультантов. Зачем изобретать велосипед, когда есть хороший опыт, который можно применить у нас, - с оглядкой, конечно же, на местные реалии? В начале этого месяца в рамках проходившей в Гонконге крупнейшей выставки недвижимости в Азиатско-Тихоокеанском регионе MIPIM Asia Summit 2014 мы презентовали нашим азиатским партнерам ТПУ «Тропарево», «Хорошевская» и «Люберецкая» для возможного участия в реализации этих проектов, и к ним проявили интерес.

- Расскажите об итогах конкурса на концепцию развития набережных Москвы-реки.

- В рамках завершившегося недавно IV Московского урбанистического форума мэр Москвы Сергей Семенович Собянин назвал победителя этого конкурса. Им стало российское архитектурное бюро «Меганом», концепция которого была признана жюри наиболее удачной.

Так, команда-победитель выбрала смысловым ориентиром обобщенный образ порта, что предусматривает создание сети портов - так называемых перевалочных пунктов, которые могли бы служить «шлюзами» для близлежащих районов. Три основных принципа, на которые опиралась команда, - создание новых речных порталов, человеческий масштаб и здоровая экосистема.

Набережные, по замыслу авторов концепции-победителя, должны превратиться в комфортные общественные пространства, отдан приоритет развитию системы водного транспорта и созданию транспортных коридоров, ориентированных на пешеходные и велосипедные связи, а также озеленению вдоль русла реки.

Уверен, что этот проект станет одним из самых масштабных в Европе. Неслучайно к нему проявлен столь высокий интерес ведущих специалистов по архитектуре и урбанистике со всего мира: заявки на участие в конкурсе поступили от 216 компаний из 15 стран мира.

Наша главная задача - сделать территории, прилегающие к Москве-реке, максимально открытыми и доступными для пешеходов, как это сделано в западных странах и некоторых российских городах.

- Как идет реконструкция БСА «Лужники»?

- В настоящее время идет заливка фундаментной плиты: она уже готова более чем на 90%, до конца года закончим. Кроме того, продолжаются работы по устройству железобетонного каркаса будущего здания для обеспечения жесткости и устойчивости всей конструкции. В данный момент возводятся стены, колонны и перекрытия первого этажа. Всего на стадионе «Лужники», согласно проекту реконструкции, будет шесть этажей. Работы по этому этапу планируется завершить в 2015 году.

Начинаем наращивание кровли здания. Одним из этапов является изменение угла наклона крыши, что обеспечит техническую возможность для увеличения длины козырька. По требованиям ФИФА все зрители на трибунах должны быть защищены от воздействия осадков и солнечных лучей. До реконструкции часть трибун «Лужников» находилась под открытым небом. В целях соблюдения требований ФИФА проектировщики предусмотрели наращивание кровли в среднем на 11 метров: эти работы завершатся весной 2015 года. Полностью завершить все работы планируем в 2017 году - за год до начала Чемпионата мира по футболу.

В заключение хочу всех сердечно поздравить с наступающим Новым годом! В уходящем году мы сохранили положительный тренд в отрасли. 2014-й будем вспоминать как год высоких достижений и реализованных планов. Во многом это стало возможным благодаря созидательному и эффективному труду десятков тысяч специалистов и профессионалов, нашему общему труду. Пусть в новом году во всех делах и начинаниях сопутствуют удача и успех. Искренне желаю счастья, здоровья и благополучия!

Александр Шибанов

«Московская перспектива»