Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Висенте Гуалларт: «Нельзя сводить всю ценность города только к его историческому центру, периферия тоже должна иметь свое лицо»

Темы в материале

Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны (Испания) Висенте Гуалларт в блиц-интервью порталу Стройкомплекса советует развивать новые территории Москвы с упором на создание индивидуальности каждого района и отмечает, что российской столице не хватает зелени на широких проспектах.

- Как Вы оцениваете градостроительные инициативы Москвы последнего времени?

- Насколько я наблюдаю трансформации, которые происходят сейчас в Москве, градостроители пытаются задействовать имеющуюся инфраструктуру в рамках Москвы-реки и максимально использовать самобытное историческое пространство, которое является лицом города.

- Чего не хватает Москве с градостроительной точки зрения?

- Москва напоминает мне Пекин, где я как раз недавно побывал, потому что она имеет структуру, закольцованную вокруг исторического центра - в данном случае Кремля. И эта структура, конечно, осложняет жизнь обитателям города. Что я заметил: не хватает деревьев на широких проспектах, куда фасадами выходят красивые здания. Нужно все-таки создавать более гуманную среду для жителей крупного мегаполиса. Например, следует убрать автомобили с исторических площадей, где много памятников архитектуры. То есть нужно делать городскую среду более приспособленной для жизни ее обитателей.

- Москва несколько лет назад выбрала полицентричный путь развития. Какой временной промежуток потребуется крупному мегаполису, такому, как Москва, от моноцентричного пути к полицентричному - год, пять лет, десять?

- Как показывает исторический опыт, города строятся медленно, веками. Поэтому не стоит ждать радикальных изменений за 3-5-10 лет. Но в любом случае надо постепенно развивать город, развивать его инфраструктуру и всегда смотреть далеко вперед. Если оценивать наш барселонский опыт, мы смогли внедрить определенные перемены в городе за 25-летний период.

- Недавно были утверждены территориальные схемы развития «новой Москвы». Как Вы оцениваете потенциал присоединенных к российской столице территорий?

- Я считаю, не должно быть городов, которые имеют богатый и развитый центр и бедные, отсталые периферийные районы. Поэтому важно застраивать эти новые территории таким образом, чтобы они имели свое лицо. Чтобы каждый новый район города имел свою индивидуальность и чтобы жители гордились какими-то конкретными преимуществами своего района. Это важно, чтобы город стал большим, интересным во всех отношениях. Нельзя, чтобы вся его ценность сводилась только к историческому центру.

- На прошлой неделе в российской столице был объявлен победитель конкурса на развитие прибрежных территорий, прилегающих к Москве-реке. На Ваш взгляд, какие основные принципы должны лечь в основу развития города на воде?

- В крупных городах, которые также привязаны к рекам, например, в Париже и Лондоне, нужно использовать такое географическое положение, чтобы в самом центре города размещать различные музеи, выставки, торгово-экономические центры, а также использовать природный пейзаж и уже данную природой инфраструктуру, которая заключена в пределах реки.

- Москва начинает развивать сеть ТПУ, это новое для российской столицы понятие. Тем временем в крупнейших городах мира давно существуют подобные хабы. В чем их эффективность, и какой эффект получит от них мегаполис в перспективе?

- Прежде всего нужно отметить, что мобильность - одна из ключевых проблем любого крупного города. И мы наблюдаем в последнее десятилетие в крупных городах - таких, как Пекин и Москва - огромное увеличение количества автомобилей, что весьма затрудняет передвижение по городу. Поэтому возникает необходимость активно развивать железнодорожный транспорт, наземный транспорт, чтобы облегчить передвижение горожан.

Также нужно применять практику совместного пользования автомобилем - когда собираются люди, которым надо ехать в одном направлении, чтобы сократить количество авто на дорогах. Рекомендуется развивать такие виды транспорта, как электромобили, велосипеды - такая практика давно применяется в крупных городах мира, потому что в любом случае лучше ехать, нежели стоять. Нужно развивать общественный транспорт с помощью таких вот транспортных узлов - это очень важно для любого города.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Портал  Стройкомплекса

Блиц-интервью других экспертов:

Ролан Рис: «Развитие и рост Москвы происходят в позитивном ключе»

Мартин Джозеф Барри: «В таком городе, как Москва, люди должны больше использовать двухколесный транспорт»

Альфонсо Вегара: «Москва может стать мировым лидером по инновационному развитию»

Маттиас Холлвич: «Архитектор должен удовлетворять запросы людей и города»