timelapse
Все темы

Мартин Джозеф Барри: «В таком городе, как Москва, люди должны больше использовать двухколесный транспорт»

Темы в материале

О возможности использовать велосипед в таком большом мегаполисе, как Москва, а также о том, как реки в мировых городах начинают приносить значительные инвестиции, порталу Стройкомплекса рассказал основатель reSITE в Праге, ландшафтный архитектор, специализирующийся на городских набережных, Мартин Джозеф Барри (США).

- Вы входили в состав жюри конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Итоги подведены, теперь хочется спросить: как привлечь инвестиции в развитие этих территорий?

- На представлении финальных проектов один из конкурсантов сказал, что Москва - это серия из нескольких колец, а Москва-река - это шрам на лице города, который пересекает все эти кольца. Мне кажется, это абсолютно не так, потому что Москва-река имеет огромный потенциал для развития прибрежных территорий, которые привлекут в город инвестиции. Поэтому мы ни в коем случае не должны ее дискредитировать, а, наоборот, инвестировать в нее бюджетные деньги и развивать набережные.

Если вспомнить о мировых городах, в которых есть река, например, о Сан-Франциско, Лондоне и Париже, то мы увидим, что они трансформируют свои бывшие промышленные территории на набережных для более публичного использования. И в результате это приносит городу очень много денег.

- Можете привести примеры подобной практики реорганизации набережных?

- Приведу два примера: один - это Сан-Франциско в США и второй пример - Сеул в Южной Корее. В Сан-Франциско вдоль залива проходило шоссе, город принял решение трассу оттуда убрать и развивать общественное пространство на набережных. Горожане очень сильно сопротивлялись, переживали, что у них забирают важную транспортную артерию, не понимали, как они будут ездить. Но в результате получилась одна из самых популярных набережных в мире, она называется Embarcadero.

В Сеуле река Ханган была просто небольшим каналом - бетонные стены и очень мало воды. И прямо по этому каналу проходило шоссе. После того, как все было реконструировано и реорганизовано, это пространство начало приносить огромное количество инвестиций в этот город.

Еще один хороший пример - это мой родной город Нью-Йорк. Еще 13 лет назад при мэре Блумберге были полностью реконструированы сразу три территории у воды, в том числе набережная, прилегающая к Гудзону. Этот парк идет прямо вдоль воды, длина его пешеходных дорожек - целых 18 миль. Также были реконструированы прилегающие к воде территории Вильямсбурга и Бруклина. Сейчас они просто расцветают, привлекают очень много инвестиций, публичные пространства активно используются горожанами.

- На ваш взгляд, в чем заключается основной недостаток или проблема Москвы-реки?

- Одна из больших проблем - возможность добраться до Москвы-реки. Раньше все мировые города строились таким образом, что по изгибам реки шли транспортные артерии. В результате получилось очень много дорог, которые находятся прямо на берегах. С этих дорог нужно убирать транспорт, нужно придумать ему альтернативу. Это можно сделать тремя способами. Во-первых, расширить сеть метро (это возможно только в долгосрочной перспективе), второй способ - обустроить больше выделенных полос для общественного транспорта, третий - создать больше трамвайных линий, своего рода наземное метро.

Я считаю, что в таком городе, как Москва, люди должны использовать двухколесный транспорт. Когда горожане начинают пересаживаться на велосипеды, на дорогах становится меньше машин, освобождается пространство для пешеходов, а город становится комфортнее и удобнее для существования.

- Но в нашем московском климате использование велосипедов представляется сомнительным...

- Да, климат не идет на пользу, но ведь такие города, как Копенгаген или Берлин, решили эту проблему. Безусловно, заставить человека ехать на велосипеде 20-30 километров на работу - довольно нереалистичная задача. Значит, нужно создать систему, где человек может спокойно пересесть с велосипеда на другой вид транспорта. Каким образом? Например, оборудовать автобусы так, чтобы там было крепление для двухколесного транспорта, в поездах метро предусмотреть свободные пространства в вагонах, где люди могут стоять со своими велосипедами, около популярных станций метро организовать пункты пересадки, где можно спокойно оставить велосипед. Это все решаемо. Например, в Нью-Йорке сейчас запустили подобную программу: теперь можно легко пересаживаться с велосипеда на другие виды транспорта.

- Вы были приглашены в качестве эксперта на IV Московский урбанистический форум. Как можете оценить его работу?

- Московский урбанфорум проходит четвертый год подряд - это очень хороший знак. Москва не боится приглашать мировых экспертов и слушать о лучших практиках, набираться опыта, применять этот опыт, делиться своими знаниями. Нужно всегда помнить, что власти не могут решать многие вещи самостоятельно, они должны прислушиваться к экспертам. Этот диалог должен быть постоянно, поэтому естественно, что моя оценка положительная.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Блиц-интервью других экспертов:

Стокли: «Не существует единого рецепта, но есть много важных мелочей, которые могут сделать город успешным и комфортным для жизни»

 
 

Бертран Лемуан: «Нужно дать пространство для роста новых технологий, поэтому есть смысл реорганизовать постиндустриальные территории Москвы»

 
 

Ролан Рис: «Развитие и рост Москвы происходят в позитивном ключе»

 

Альфонсо Вегара: «Москва может стать мировым лидером по инновационному развитию»

  Маттиас Холлвич: «Архитектор должен удовлетворять запросы людей и города»