Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Бертран Лемуан: «Нужно дать пространство для роста новых технологий, поэтому есть смысл реорганизовать постиндустриальные территории Москвы»

Темы в материале

Универсального рецепта «комфортного города» не существует, считает член жюри международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки, руководитель проекта «Большой Париж» Бертран Лемуан (Франция). В блиц-интервью порталу Стройкомплекса Москвы он также рассказал о том, как заброшенные промышленные территории могут дать толчок для роста новых технологий в мегаполисе.

- Господин Бертран, существует ли универсальный рецепт, как сделать мегаполис удобным и комфортным для жизни?

- Если бы такой рецепт существовал, все бы о нем знали и применяли бы его. К сожалению, его не существует. Но имеются несколько составляющих комфортной жизни в городе, на которые любой мегаполис должен обращать внимание. В первую очередь это транспортная ситуация и экология.

- Что касается дорожной ситуации, московские власти намерены ее улучшить, построив 273 транспортно-пересадочных узла (ТПУ), которые сделают пересадки между разными видами транспорта более комфортными. Как вы оцениваете такой амбициозный шаг?

- Конечно, ТПУ очень важны для развития города, собственно, по двум причинам. Во-первых, с их помощью можно быстро менять свой маршрут. Например, вы добираетесь от работы на метро, затем пересели на велосипед или на автобус и очень быстро добрались до дома. Этот комфорт важен, потому что делает город удобным для существования.

Второй немаловажный аспект - все ТПУ создают вокруг себя некую инфраструктуру - магазины, кафе, офисы. Это места, где люди могут встретиться, поработать, просто расслабиться и так далее. Получается некая поляризация функций в самых разных районах города.

- Вы входили в состав жюри международного архитектурного конкурса на концепцию развития Москвы-реки и знаете, что вдоль реки в российской столице масса заброшенных промзон. Как считаете, по какому пути следует пойти Москве в вопросах их реорганизации?

- Москва - это довольно уникальный мегаполис, который не просто имеет реку, а реку, пересекающую весь город. И тут важно помнить, что Москва - это исторически индустриальный город, как, например, и Париж, поэтому логично, что на берегах реки строились торговые и промышленные площади. Когда-то эти территории играли важную роль, но теперь они не используются, а значит, мы должны подумать о значении реки для устойчивого развития города в рамках XXI века.

Возможно, имеет смысл не просто сносить бывшие промышленные корпуса под ноль и начинать стройку с чистого листа, а подумать об их реорганизаци без полного разрушения. Это позволит сэкономить массу времени. Я говорю об этом, потому что такую ошибку мы в свое время допустили в Париже: в районе Болонья полностью снесли фабрику, а реорганизация территории в последующем заняла 20 лет. 

Не обязательно все сносить, можно здания каким-то образом реорганизовать, сделать лучше, найти им новое применение. Это займет намного меньше времени и даст городу органический рост.

- Действительно ли важно освободить бывшие промзоны? Ведь это какие-никакие, но рабочие места?

- Надо помнить, что индустрия меняется: когда-то производились большие машины, сейчас все больше мы видим, как создается цифровое производство, все быстрее и быстрее в любом мегаполисе появляются различные стартапы - это тоже рабочие места. Соответственно нам нужно дать им пространство для роста. И поэтому имеет смысл реорганизовать постиндустриальные территории, чтобы дать некий толчок для роста новой индустрии, которая появляется в том числе и в Москве и ищет для себя новый дом.

Алёна Терновая, собственный корреспондент

Портал Стройкомплекса

Блиц-интервью других экспертов:

Ролан Рис: «Развитие и рост Москвы происходят в позитивном ключе»

Мартин Джозеф Барри: «В таком городе, как Москва, люди должны больше использовать двухколесный транспорт»

Альфонсо Вегара: «Москва может стать мировым лидером по инновационному развитию»

Маттиас Холлвич: «Архитектор должен удовлетворять запросы людей и города»