timelapse
Все темы

Альфонсо Вегара: «Москва может стать мировым лидером по инновационному развитию»

Темы в материале

Российская столица проходит период трансформации в мегаполис XXI века, считает основатель и президент фонда Metropoli - международной организации, занимающейся инновационными исследованиями в области развития городов, Альфонсо Вегара (Испания). В интервью порталу Стройкомплекса он рассказал, что у Москвы есть все шансы получить лучшую транспортную систему среди городов и выбиться в мировые лидеры по инновационному развитию.

- Как Вы оцениваете решение правительства Москвы о проведении международного архитектурного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки?

- Международный опыт проведения архконкурсов показал бесспорное преимущество последних. Это прекрасный современный инструмент, позволяющий выявить актуальные направления, которые могут существенно повлиять на стратегию территориального развития.

Конкурс по Москве-реке предоставил уникальную возможность, как российским, так и зарубежным специалистам в области градостроительства обсудить существующие в мире ноу-хау, методологии и аналитические исследования. В этом архитектурном конкурсе я имел удовольствие участвовать в качестве члена жюри. Проведение подобных международных конкурсов в Москве стало событием исключительного значения в сфере инновационных подходов в области урбанизма.

- В декабре 2014 года был объявлен победитель конкурса на развитие набережных Москвы-реки. На Ваш взгляд, какие основные принципы должны быть заложены в схему развития «города на воде»?

- Международный конкурс на концепцию развития территорий Москвы-реки был организован очень своевременно, он продемонстрировал принципиально новый подход к стратегиям территориального развития.

Москва-река делит территорию российской столицы на две части, при этом предоставляет уникальную возможность конфигурировать новую «линейную» программу развития. В эту программу может быть включено восстановление экологической системы, улучшение социально-экономической среды, что само по себе стимулирует переход от моноцентричного города к полицентричной модели.

По моему мнению, в проекте по Москве-реке заключен огромный потенциал развития города. Мегаполисы XXI века должны ориентироваться на новый жизненный стандарт, включающий комфортную среду обитания, места приложения труда, разнообразные возможности досуга.

Очень важно также удовлетворять потребности населения в области обучения и повышения квалификации, творчества. Созданию нового стиля жизни также могут послужить инновационные кластеры, которые стимулируют экономику территории, повышают конкурентоспособность города.

Концепция победителя конкурса по развитию набережных Москвы-реки

- Москва, присоединяя новые территории, выбрала для себя полицентричный путь развития. В чем состоит специфичность такого развития?

- Москве, как и многим другим историческим столицам мира, присуща моноцентричная структура. Переход к полицентричной модели можно назвать эволюционным процессом развития мегаполисов. Полицентричная модель территории Москвы позволит выявить и оптимизировать социально-экономический и технологический потенциал города, стимулировать привлечение инвестиций и высококвалифицированных специалистов.

С моей точки зрения в данный момент важно уделить особое внимание развитию инновационных высокотехнологичных производств, которые способны стать двигателем прогресса. Они могут простимулировать создание «умных» территорий в городе, так называемых новых городских центров. В полицентричной Москве необходимо предусмотреть взаимосвязи таких новых городских центров с Московской областью, с регионами РФ.

- Москва начинает развивать сеть транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Это новое для российской столицы понятие. Между тем в крупнейших городах мира такие хабы существуют достаточно давно. В чем их преимущество? Какой эффект от них получит мегаполис в перспективе?

- Полицентрическая модель любого мегаполиса, основанная на создании центров притяжения людей, требует создания системы транспортно-пересадочных узлов, роль которых невозможно переоценить в транспортном каркасе современного мегаполиса.

Важно отметить следующее: чтобы определить транспортную составляющую конкретной территории, нужно рассматривать назначение земли и ее плотность населения. И, конечно, всегда необходимо учитывать единую транспортную систему города.

Существующие московские спальные районы необходимо трансформировать в многофункциональные территориальные образования, это позволит значительно снизить интенсивность транспортных потоков в российской столице. Москве для того, чтобы избавиться от пробок, необходимо также сократить использование частного автомобильного транспорта и максимально повысить использование общественного транспорта.

Платформа  транспортно-пересадочного узла PrincipePio

Вестибюль транспортно-пересадочного узла PrincipePio в Мадриде

ТПУ PrincipePio объединяет 4 вида транспорта
 

- Вы не в первый раз в Москве. Замечаете ли Вы какие-то изменения в российской столице? В чем они заключаются?

- Москва - один из самых прекрасных городов мира, с исключительным культурным наследием, интереснейшей историей. Как и многие другие мегагорода XXI века, она встала перед рядом беспрецедентных проблем.

Правительство Москвы прилагает огромные усилия и демонстрирует высокий профессионализм, реализуя исключительно ответственную и сложную задачу модернизации столицы Российской Федерации в мегаполис XXI века. Привлекаются лучшие зарубежные и российские специалисты, способные создать инновационный город, который станет одним из основных стимулов экономического развития всей страны на мировом уровне. Мне приятно отметить, что уже сейчас в Москве появилось больше пешеходных зон, велосипедных дорожек, уделяется большое внимание эстетике и организации общественных пространств.

Хочу подчеркнуть исключительную роль Московского урбанистического форума, который ежегодно проводится по инициативе правительства Москвы. Такие форумы оказывают существенное влияние на понимание проблемы территориального развития.

- Чего не хватает Москве с градостроительной точки зрения, на Ваш взгляд?

- Современный подход в области градостроительства подразумевает включение в сферу исследования взаимодополняющих возможностей соседних территорий. В вашем случае это территории Московской области, которые являются важным синергетическим дополнением, потенциалом экономического, социального, экологического развития Москвы.

Хотелось бы привлечь Ваше внимание к нескольким наиболее важным аспектам территориального развития, которые позволят по-новому артикулировать городскую ткань, станут важным стимулом социально-экономического развития, значительно улучшат экологию города.

В первую очередь это оптимизация мобильности в городе. С моей точки зрения современное развитие Москвы является предпосылкой того, что ваш город может получить самую передовую транспортную систему. Я верю, что так и произойдет.

Полицентричная модель развития Москвы поспособствует значительному улучшению экологии города. По моему мнению, радиальные транспортные направления российской столицы рационально преобразовать в экобульвары, и, как я уже говорил, спальные районы трансформировать в многофункциональные городские центры.

С большим интересом я наблюдаю динамичную и сложную работу правительства Москвы, результатом которой, безусловно, станет мировое лидерство в области инновации территории. Думаю, что этому может значительно способствовать создание международного альянса лидирующих городов и столиц мира при активном участии московского мегаполиса. Москва может стать связующим звеном в информационном аспекте со всеми лидирующими городами мира.

Также было бы интересно создать в Москве международный исследовательский центр - CityLab, типа ThinkTank с участием наилучших российских и мировых специалистов для разработки инновационных проектов развития городов, способных привлекать инвестиции.

Наша справка

Альфонсо Вегара имеет докторскую степень в области городского и регионального планирования и степени в области архитектуры, экономики и социологии. В период с 2002 по 2005-й он являлся президентом ИЗОКАРП (Международного общества по городской и районной планировке) - организации, имеющей своих представителей более чем в 70 странах мира.

Господин Вегара - один из членов и попечителей стипендии Эйзенхауэра, с 2005 года он является почетным генеральным консулом Сингапура в Мадриде. Награжден Почетным консульством как знак признания его вклада в городское развитие страны в качестве специального советника правительства Сингапура.

Также он является основателем и президентом фонда Metropoli, в рамках которого проводятся исследования будущего городов, в том числе городских инноваций, конкурентных преимуществ и факторов успеха двадцати различных городов мира: Торонто, Бостон, Шанхай, Куритиба, Дублин, Майами, Виндхук, Себу, Сидней, Сантьяго-де-Чили, Касабланка и др. Господин Вегара также был советником правительства, региональных и муниципальных властей на всех континентах (Сан-Паулу, Джидда, Касабланка, Милан, Йогогама, Сингапур, Бильбао, Мексика). Такая почетная миссия была возложена на него благодаря большому интеллектуальному вкладу в градостроительство.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Портал Стройкомплекса

Блиц-интервью других экспертов:

Стокли: «Не существует единого рецепта, но есть много важных мелочей, которые могут сделать город успешным и комфортным для жизни»

 
 

Бертран Лемуан: «Нужно дать пространство для роста новых технологий, поэтому есть смысл реорганизовать постиндустриальные территории Москвы»

 
 

Ролан Рис: «Развитие и рост Москвы происходят в позитивном ключе»

 

Мартин Джозеф Барри: «В таком городе, как Москва, люди должны больше использовать двухколесный транспорт»

  Маттиас Холлвич: «Архитектор должен удовлетворять запросы людей и города»