Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Пандемия стройке не помеха

Стройкомплекс Москвы является «локомотивом» экономики всей агломерации, создает огромную налогооблагаемую базу, обеспечивает трудовую занятость и является магнитом для привлечения инвестиций не только со всей России, но и из-за рубежа. О результатах работы московских строителей за восемь месяцев и планах на будущее в эксклюзивном интервью «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

– Андрей Юрьевич, традиционно ко Дню города строители делают москвичам «подарки» – открывают новые объекты. Чем они порадуют в этом году?

– Да, в Москве есть такая традиция, но хочу напомнить, что Дню города всегда предшествует начало учебного года, когда открываются новые школы и детские сады. К этому 1 сентября в столице построено 37 объектов образования – 17 детских садов и 20 школ, которые смогут вместить более 16 тыс. юных москвичей. А до конца года построим еще 12 школ и 10 садиков.

Особо хочу подчеркнуть, что с каждым годом увеличивается количество образовательных объектов, возводимых за счет средств частных инвесторов в рамках комплексной застройки районов. Всего к началу осени силами девелоперов построено 14 детских садов и 7 школ. Эти объекты образования передаются девелоперами в собственность города для размещения в них городских образовательных учреждений. Так решается вопрос обеспечения домов-новостроек бесплатными объектами образования в пешей доступности.

Если же говорить о «подарках» ко Дню города, то в этом году планируется запустить участок Северо-Восточной хорды от Открытого шоссе до Ярославского шоссе, транспортную развязку на пересечении этой хорды с проспектом Мира. Кроме того, введен в эксплуатацию музейно-образовательный комплекс на Болотной набережной. За счет инвестора были отреставрированы и приспособлены для современного использования здания бывшей ГЭС-2, а также построен подземный паркинг с эксплуатируемой кровлей, на которой разместился арт-объект «Березовый лес».

– Скажите, а с каким результатами в целом столичный стройкомплекс подошел к празднику? Каковы показатели ввода с начала года?

– Стройкомплекс Москвы традиционно показывает высокие результаты, несмотря ни на пандемию, ни на дефицит рабочей силы, ни на экономические санкции. Этот год не стал исключением – за восемь месяцев введено в эксплуатацию 8,2 млн кв. метров, в том числе 4,1 млн жилых «квадратов». Это позволило нам уже до сентября почти выполнить годовой план по общему вводу недвижимости и перевыполнить по сданному жилью (8,5 млн и 4 млн кв. метров соответственно).

Безусловно, важнейшим направлением нашей работы остается транспортное развитие. В этом году уже открыт западный участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро от станции «Хорошёвская» до станции «Мнёвники».

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 12 станций метро.

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Также в составе розовой линии метро действует открывшаяся в канун нового, 2021 года, «Электрозаводская».

Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2022 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Также запустили движение по транспортной развязке на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе. Еще одним важным для москвичей транспортным открытием стал запуск Богородского путепровода, проходящего над путями Московского центрального кольца и Северо-Восточной хордой. Хочу подчеркнуть, что все эти результаты были достигнуты не в самых благоприятных макроэкономических условиях.

– А какова доля инвесторов в общем объеме ввода?

– Доля «инвестиционного» ввода, как всегда, очень велика. С начала этого года инвесторами построено 6,8 млн «квадратов» недвижимости, в том числе 3,4 млн – жилья. Напомню, силами девелоперов также построено 26 спортивных и социальных объектов.

– Вы упомянули не о самых благоприятных условиях для развития стройотрасли. Насколько сильно они сказались на ситуации на рынке?

– Среди факторов, оказавших значительное влияние на строительную отрасль, а также на рост издержек застройщиков, можно выделить несколько. В первую очередь, это ограничения на трансграничные передвижения рабочей силы, введенные для сдерживания пандемии коронавирусной инфекции. Во-вторых, это увеличение цен на строительные материалы, детали и конструкции, расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов, накладных расходов. Нельзя не вспомнить рост цен на металлопрокат для строительства, связанный с возросшим спросом на металлы на зарубежных сырьевых рынках.

В ближайшей перспективе ситуация в отрасли будет во многом зависеть от скорости восстановительных процессов в экономике, динамики спроса на недвижимость и экономической активности населения.

– А как инвесторы и девелоперы реагируют на все эти сложности?

– Учитывая, что существенная доля всего ввода недвижимости приходится на инвестиционный блок, можно уверенно говорить – в Москве созданы комфортные условия для частного бизнеса в строительной сфере. Важно помнить, что возведение жилья за счет средств инвесторов остается одним из самых крупных сегментов частного строительного рынка в Москве. В условиях волатильности курса национальной валюты население все чаще рассматривает жилье как средство сбережения. Кроме того, переход отрасли к проектному финансированию повышает надежность инвестирования в квадратные метры для населения. Так что девелоперы с уверенностью смотрят в будущее.

Со своей стороны, могу заверить, что правительство Москвы делает все возможное для увеличения объема предложения нового жилья на рынке, в том числе за счет мер по снижению административных барьеров. Кстати, пандемия коронавируса продемонстрировала готовность города к диалогу и оказанию помощи игрокам рынка. Мы оперативно приняли ряд решений для поддержки всей отрасли, например, продлили сроки действия различных разрешительных документов, снизили ставки по кредитам, открыли возможность получать займы от СРО.

– Не один раз отмечалось, что цифровизация отрасли помогла строителям пережить пандемийный локдаун с наименьшими потерями. Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах по внедрению новых технологий.

– За последние десять лет проделана большая работа по цифровизации стройотрасли. Результатом этих усилий стал перевод всех услуг в сфере строительства, а также услуг по подключению к сетям в Москве в электронный вид. Таким образом, сегодня через интернет оказывается 23 госуслуги, из них 19 – исключительно в электронном виде.

Следующей задачей является создание цифровой экосистемы для участников стройрынка. Единая цифровая платформа позволит обеспечить доступ к широкому спектру услуг и сервисов через одну «точку входа». Конечной задачей этой работы является создание прозрачной, максимально понятной и комфортной среды в строительной сфере. При этом важно соблюсти баланс между теми упрощениями, которые вводятся в отрасли, и качеством строительства.

– Сохранится ли интерес инвесторов к проектам в сфере недвижимости на будущее?

– Москва является одним из наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира. И даже с учетом негативных факторов остается очень перспективным рынком для девелоперов. Только за 8 месяцев было выдано 249 разрешений на строительство 6,7 млн кв. метров различной недвижимости, в том числе 80 разрешений на возведение жилья площадью 2,8 млн «квадратов».

Я хочу подчеркнуть, что эти показатели ежегодно растут. Так, в «допандемийном» 2019 году за этот же период было выдано 193 разрешения на строительство 3,6 млн кв. метров, из них только 900 тыс. – жилье, а в прошлом году – 238 разрешений на 5,4 млн кв. метров недвижимости, включая 1,7 млн жилых объектов.

– Перейдем к планам до конца года. Какие объекты будут достроены за оставшиеся четыре месяца?

– До конца этого года за счет средств городского бюджета будет построено около 30 км дорог, в том числе в рамках реконструкции Волоколамского шоссе будет открыто движение по мосту через реку Сходня. Продолжится реализация мегапроекта, не имеющего по своим масштабам и темпам аналогов, — строительство самой протяженной в мире подземной кольцевой линии метро. В частности, до конца года предполагается завершить возведение 9 станций БКЛ: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино», а также реконструировать станцию «Каховская».

В то же время за счет инвесторов на Мичуринском проспекте откроется медицинский центр, в Зеленограде достроят школу на 1100 учащихся. Также до конца года планируется завершить реставрацию исторического здания по адресу: Мясницкая ул., 8/2 (для размещения Академии Игоря Крутого) и закончить строительно-монтажные работы по возведению нового корпуса Литературного института им. Горького на Тверском бульваре.

Параллельно продолжится работа по реализации самых разных градостроительных программ – реновации жилья, развития прибрежных территорий, а также транспортного строительства.

– Программа реновации жилого фонда в Москве – одна из самых масштабных в мире. Как идет работа по переселению горожан из старых домов?

– Сегодня программа реновации находится в активной стадии реализации. С момента ее утверждения прошло четыре года, и мы уже видим значительные результаты. За это время было подобрано 513 «стартовых» площадок с градостроительным потенциалом 8,1 млн кв. метров. Это позволяет начать переселение более 250 тыс. москвичей. Уже построено и введено в эксплуатацию 137 домов площадью 1,8 млн «квадратов». Сейчас ведется переселение жителей 303 домов в 109 новостроек. Всего же с начала программы переселены 36,6 тыс. москвичей, еще более 9 тыс. горожан находятся в стадии переезда.

Увидев первые дома и наблюдая за ходом реновации, даже те участники программы, которые сначала были настроены негативно, быстро изменили свое мнение. Мы это видим по скорости переселения домов. Если раньше на переселение дома уходило 10-11 месяцев, то сейчас жители старой пятиэтажки переезжают за 4-5 месяцев. Рекордсменами стали жители двух домов по улице Черное Озеро, которые отпраздновали новоселье за три месяца.

Все это подвигает нас увеличить темпы строительства. В настоящее время проектируется 145 домов площадью 2,9 млн кв. метров, строится еще 158 домов на 2,5 млн «квадратов». В этом году по программе реновации планируется ввести около 1,5 млн кв. метров нового жилья. Однако перед нами стоит задача – в ближайшие два-три года достичь ежегодного ввода такого жилья на уровне 3-3,5 млн «квадратов».

– Программа реновации задумывалась не просто как замена старых домов на новые, но и как возможность качественного улучшения городского пространства. Что делается в этом направлении?

– Несомненным достоинством программы станет возможность создания максимально комфортных и удобных районов с достаточным количеством объектов социальной инфраструктуры в шаговой доступности от жилых домов. Всего в новых кварталах будет возведено школ, поликлиник и детских садов общей площадью 5 млн кв. метров.

Например, в рамках утвержденных проектов планировок в кварталах реновации планируется построить 270 детских садов и школ, 30 поликлиник, 40 спортивных сооружений и порядка 50 административных и культурных объектов.

– А как с развитием прибрежных зон?

– Работа по приведению в порядок территорий, расположенных вдоль Москвы-реки, ведется на протяжении нескольких лет. К настоящему времени благоустроено 71,7 км набережных, а в ближайшие годы нам предстоит привести в порядок, реконструировать и благоустроить еще около 121,1 км набережных Москвы-реки. Только в этом году предполагается завершить работы по благоустройству набережных Тараса Шевченко, Бережковской, Софийской, Раушской, Садовнической, Космодамианской и ряда других. Кстати, программа развития прибрежных территорий предполагает также строительство причалов для запуска регулярного речного пассажирского транспорта.

– В период пандемии строительство медицинских объектов вышло на первый план в развитии городской инфраструктуры – строились новые крупные объекты, велась работа по созданию дополнительных мест в поликлиниках. А какие значимые объекты здравоохранения будут построены в этом году?

– В условиях активного распространения коронавирусной инфекции в рекордные сроки был реализован уникальный проект – построен и оснащен по последнему слову техники инфекционный центр «Вороновское». Настоящий подвиг строителей, которые возвели суперсовременную больницу с нуля за месяц, был не напрасным: благодаря этому были спасены тысячи жизней.

Однако говорить о строительстве поликлиник и больниц только в привязке к пандемии неверно. Мы ведем планомерную работу по расширению городской инфраструктуры здравоохранения, до конца этого года планируется завершить строительство девяти лечебных учреждений. Это две подстанции медицинской помощи в районе Даниловский и в городе Московский (Троицкий и Новомосковский административные округа), две поликлиники – детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену в Нагатинском затоне и детская поликлиника на 320 посещений в Южном Медведково. Также предполагается достроить три корпуса больницы в Коммунарке: детский корпус, роддом и амбулаторию и два корпуса для расширения уже действующих в городе больниц.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Новая Москва: как развиваются новые округа столицы?
  • Новая Москва
  • ТиНАО
Новая Москва: как развиваются новые округа столицы?

1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась в 2,4 раза. К ней присоединили земли на юго-западе Подмосковья, образовались Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО), которые состоят из 21 муниципального образования. Это и есть Новая Москва.

На северо-востоке она граничит со старой территорией города, на юго-западе – с Калужской областью, с остальных сторон окружена Московской областью.

В состав Новой Москвы входят поселения Сосенское, Воскресенское, Десёновское, МосрентгенМосковский, Филимонковское, Внуковское, Рязановское, Марушкинское, Кокошкино, Щаповское, Краснопахорское, Михайлово-Ярцевское, Вороновское, Клёновское, Роговское, Первомайское, Новофёдоровское, Киевский, а также городские округа Щербинка и Троицк.

Назад

С 2012 года на присоединенных территориях открылось 8 станций метро. В 2016 году ввели в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии, в 2018-м открылись «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии.

В июне 2019 года пассажиров приняли станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» красной ветки. С их запуском жители деревень Картмазово, Прокшино, поселка Коммунарка и других населенных пунктов Новой Москвы получили метро рядом с домом.

Калининско-Солнцевскую линию от «Рассказовки» продлевают до аэропорта Внуково. Также Троицкую (Коммунарскую) линию от станции «Коммунарка» продлят до Троицка.

Назад

 

Вопрос транспортного обслуживания новых территорий был одним из самых острых. В результате реконструировали две основные магистрали ТиНАО – Киевское и Калужское шоссе, строятся дороги, создаются поперечные связки между радиальными направлениями.

Так, с 2012 года в Новой Москве и на прилегающих территориях было построено 269,2 км дорог, в том числе 58 искусственных сооружений  и 36 пешеходных переходов.

В 2021 году в ТиНАО будет открыто движение на 49,5 км дорог, в том числе восьми искусственных сооружений и трех пешеходных переходах.

Дороги в ТиНАО строятся с учетом современных требований к комфорту и безопасности. Все съезды имеют разгонные полосы.

До 2023 года появятся новые поперечные дорожные связки, дублирующие МКАД, а также большое количество важных для местных жителей трасс.

Дачные поселки и садовые некоммерческие товарищества (СНТ) занимают 6 тыс. га (около 4%) территории ТиНАО. Власти столицы активно развивают инфраструктуру садовых товариществ и сельских населенных пунктов – газифицируют поселки, проводят электричество, водопровод, канализацию и строят удобные подъездные дороги.

Назад

Жилье в ТиНАО остается самым доступным в столице. Если в пределах МКАД за 6-7 млн руб. можно приобрести лишь однокомнатную квартиру, то в Новой Москве за эту сумму доступна «двушка» или «трешка» в новостройке комфорт-класса.

Если раньше покупатели квартир обычно выбирали между жилыми комплексами Подмосковья и Новой Москвы, то сейчас решение принимается в пользу ТиНАО, ведь вместе с квартирой горожане получают бонус в виде статуса столичного жителя.

Потенциальные покупатели выбирают тот или иной ЖК из-за действующих детсадов, школ, поликлиник. Большое внимание уделяется развитию дорожно-транспортной инфраструктуры – строятся и реконструируются дороги, прокладываются линии метро.

За почти девять лет в Новой Москве построено и введено в эксплуатацию 21,3 млн. кв. метров недви­жимости, из них 16,4 млн. кв. метров жилья.

В 2021 году планируется к вводу 2,3 млн. кв. метров жилья.

 

Назад

Детские сады и школы строит в Новой Москве не только город, но и инвесторы. Столичные власти договорились с крупными застройщиками увеличивать в строящихся микрорайонах количество садиков и школ.

С 2012 года в Новой Москве построено и введено в эксплуатацию 90 социальных объектов:

56 дошкольных учебных заведений на 11 815 мест;

19 школ на 17 749 учащихся;

15 объектов здравоохранения. 

Кроме того построено четыре новых объекта культуры.

До конца 2021 года планируется завершить строительство и сдать в эксплуатацию 14 школ и 12 детских садов.

В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию два объекта здравоохранения.

Назад

Площадь новых территорий в полтора раза больше старой Москвы. Развивать их решили комплексно, для этого были определены 12 точек роста.

Каждая из них стала центром градостроительной активности – здесь строят жилье, развивают транспортную инфраструктуру, создают высокооплачиваемые рабочие места.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 64% трудоспособного населения ТиНАО уже сегодня работает около дома.

12 точек роста Новой Москвы:

  • офисный парк в Румянцево;
  • поселок Мосрентген;
  • поселок Коммунарка;
  • поселок Внуково;
  • поселок Киевский;
  • поселок Щапово;
  • поселок Рогово;
  • деревня Рязаново;
  • деревня Ярцево;
  • город Троицк;
  • село Вороново;
  • инновационный центр «Сколково».
Назад

Помимо этого, до конца 2021 года на территории международного медицинского кластера в Сколково появятся первые «исцеляющие» сады и объекты благоустройства – овальная площадь и лес с ручьем. Кстати, кластер является настоящим флагманом системы здравоохранения. Разрабатываемые здесь технологии, методы лечения и подходы к организации восстановительных процессов становятся образцами для коллег, причем, не только столицы, но и всей России.

– Андрей Юрьевич, будут ли все эти планы развития Москвы включены в новый Генплан или мастер-план? Какие принципы будут положены в основу новой стратегии развития столицы?

– Безусловно, для грамотного, всестороннего и полноценного развития городских пространств необходимо выработать единую стратегию. Однако вырабатывая какие-то единые подходы, важно учитывать разнообразие и индивидуальность каждого района мегаполиса.

Работа над новым документом градпланирования началась несколько месяцев назад. Перед разработчиками стоит задача учета мнения и интересов разных социальных групп и общностей, а также сведение их в единый план. Фактически обновленный документ станет стратегией социальной и финансовой политики Москвы на десятилетия вперед, в том числе и в сфере градостроительства.

В любом случае, реализуемые сейчас в Москве программы, способствующие улучшению качества жизни в городе, а также запросы москвичей будут учтены в стратегии.

 

Цитата
«За последние десятилетия строители подарили москвичам 150 станций метро, МЦК, МЦД, более тысячи километров дорог и почти 100 млн кв. метров недвижимости. По сути, они возвели еще один город-миллионник для нынешнего и будущего поколений жителей столицы», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

 

Антон Мастренков Строительная газета