timelapse

Марат Хуснуллин: «Строительная отрасль станет драйвером выхода из кризиса»

Темы в материале

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики рассказал о реализации масштабных программ в сфере строительства.

В Москве ведется реализация целого ряда масштабных и амбициозных программ в сфере строительства. В непосредственной близости от Кремля строится парк «Зарядье», ведется реконструкция стадиона «Лужники», объемы проходки метро близки к рекордам советского периода, а массовое строительство жилья вышло на качественно новый уровень. О деятельности столичных строителей рассказал «Интерфаксу» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, сейчас многие говорят о непростом периоде для российской экономики. В отдельных отраслях действительно наблюдается спад. Расскажите, как в эти времена себя чувствует строительная отрасль Москвы? Каких показателей удалось добиться с начала года? И каков прогноз до конца года?

- Как я уже неоднократно говорил, строительная отрасль в отличие от других отраслей экономики подвержена разного рода кризисам в меньшей степени. Более того - именно строительная отрасль является локомотивом выхода из любого кризиса. Судите сами: одно рабочее место в строительстве формирует десять рабочих мест в других отраслях экономики, и если мы продолжаем строить, то значит, продолжают развиваться и другие отрасли экономики - промышленность, торговля, социальная сфера, сфера услуг и так далее. У нас в Москве порядка 7 миллионов работающих, 1 миллион из которых напрямую и косвенно задействован на стройку, поэтому очевидно, что, если строительство развивается, если туда идут инвестиции, то мы как гарантированно обеспечиваем работой как минимум миллион москвичей. Кроме того, стройка сама по себе, как это ни парадоксально, именно в кризисные времена является драйвером развития городов, стран. Это и мировая практика подтверждает. Например, в тех же США в период кризиса 50-х годов прошлого века экономику удалось вытащить только за счет строительства транспортной инфраструктуры. У нас же сегодня порядка 90% комплектующих для стройки – отечественного производства, поэтому у нас есть все условия для развития не только самого строительства, но и вот этих, смежных отраслей.

Кроме того, мы создали в предыдущие годы колоссальный задел, и вот он сейчас дает, вопреки тревожным прогнозам, звучавшим еще в конце прошлого года и в начале текущего, дает довольно высокие результаты. Нам удалось с начала 2015 года не только не снизить темпы и объемы, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысить их, а также превысить и наши первоначальные плановые показатели. Так, с начала года мы построили уже порядка 3,2 миллиона кв. м недвижимости на территории Москвы, что значительно выше, чем плановые расчеты на этот год, которые составляли 2,4 млн. кв. м. А по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда нам удалось ввести только 2 миллиона кв. м, данный показатель и вовсе вырос более чем на 37%. Из 3,2 млн.кв.м введенной недвижимости 1,46 млн кв. м - это жилье.

Всего в 2015 году мы планируем построить около 9 миллионов кв. м недвижимости, включая 3,4 млн кв. м жилья. С опережением планов у нас сдается как жилье, так и объекты социального и коммерческого назначения. Так, к примеру, только за 4 месяца - с января по апрель - в Москве построено и введено 8 общеобразовательных учреждений, хотя планировалось только 6 объектов, вместо 20 зданий производственного, административно - делового и торгового назначения сдано 28.

Конечно же, чтобы поддержать отрасль, правительство Москвы приняло целый ряд антикризисных мер. Например, мы снизили арендную ставку на земельные участки, снизили первоначальный взнос за начало строительства. Это разовая мера, но она дает быстрый эффект. Еще одна важнейшая мера - государственное субсидирование ипотечных ставок. Потому что если бы банки не стали продолжать финансирование инвестиционных программ, то у нас просел бы первичный рынок жилья, ведь 70% первичной жилой недвижимости в городе покупается жителями за счет ипотеки. Благодаря субсидированию ипотечных ставок, у нас буквально за последние 2 месяца на рынке активно стали предлагать ипотечные кредиты, а соответственно, застройщики стали собирать средства и продолжать строить. А активизация покупательского спроса сигнализирует о заинтересованности москвичей в покупке жилья. Поэтому мы очень благодарны правительству России, министерству строительства РФ за организацию этой меры. В итоге в Москве рынок первичного жилья сейчас на подъеме.

- В полном ли объеме сохранено финансирование по Адресной инвестиционной программе, ведь некоторым другим отраслям пришлось «затянуть пояса»?

- Адресную инвестиционную программу мы рассматриваем как самую главную антикризисную меру, потому что речь идет о строительстве объектов госзаказа - самых нужных и важных для города, для наших жителей. Это в первую очередь метро, дороги, социальная инфраструктура.

Важно понимать еще и то, что если все это будет строиться, то в экономику города будут продолжать вливаться и инвестиции. Вообще для привлечения инвестиций АИП является главным стартером. Реализация программы позволит ввести в городе в ближайшие 3 года порядка 25-27 млн кв. м недвижимости из расчета по 9 млн.кв.м недвижимости ежегодно. Поэтому мы максимально сохранили реализацию намеченных нами планов по развитию инфраструктуры города и выполнению социальных гарантий. Это 1 130 млрд рублей, свыше 600 объектов, которые в течение 3-х лет должны быть построены и сданы. Только в этом году финансирование АИП у нас запланировано на уровне 375 млрд рублей, что позволит ввести в эксплуатацию уже порядка 300 различных объектов.

- На протяжении последних лет одним из приоритетов деятельности Стройкомплекса Москвы является транспортное строительство. Расскажите, сколько дорог уже построено в этом году, и сколько нам еще ожидать? Какие важные транспортные объекты до конца этого года будут открыты?

- Действительно, транспортное строительство у нас было и остается в приоритете, в том числе, и дорожное строительство. С начала года мы сохраняем высокие темпы, только по итогам 1-ого квартала (итоги второго квартала подведем в следующем месяце) в Москве введены в эксплуатацию 20 дорожных объектов протяженностью свыше 13 км, а это почти вдвое больше, чем мы ввели в первые три месяца 2014 года. В ближайшее время мы подведем итоги второго квартала, и уже сейчас можно сказать, что объемы будут не ниже уровня прошлогоднего аналогичного периода, а, возможно, и выше.

Кстати, хочу напомнить, что благодаря активному строительству и реконструкции дорог, московские магистрали удалось разгрузить на 16%, и теперь в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom Москва сместилась с непопулярного первого места, которое занимала еще в 2012-2013 годах на 4-ю позицию - после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро.

Безусловно, мы считаем это нашей большой градостроительной победой. Всего же в этом году планируем ввести в эксплуатацию более 90 км дорог, в том числе свыше 5 км дорог - на новых территориях, а к 2018 году рост дорожного строительства прогнозируем на уровне 30%.

Если говорить о самых важных объектах, запланированных к вводу в эксплуатацию в этом году, это развязки на пересечении МКАД с Каширским шоссе, Ленинским и Рязанским проспектом, реконструкцию которых мы завершим до конца текущего года.

Полностью также закончим и комплексную реконструкцию развязки на Дмитровском шоссе: объекты в черте города уже введены, сейчас идут работы на территории Московской области. В сумме по этим четырем объектам получится 30 км новых дорог, 10 новых современных эстакад, 3 тоннеля и 5 пешеходных переходов.

Кроме того, планируем завершить все работы по реконструкции Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов.

- Другой важной задачей является строительство метро. Каковы планы на ближайшие годы, и сколько станций может быть открыто для пассажиров уже в этом году?

- Дальнейшее строительство метро - это наша стратегическая задача и важнейший приоритет. Не будет развиваться метро, Москва просто встанет. К тому же мы прекрасно понимаем, что в те районы, куда приходит метро, приходят и инвестиции. То есть, метро – это такой стартер, который тянет за собой и строительство жилья, и возведение объектов социальной инфраструктуры, и развитие сферы услуг. А все это формирует новые рабочие места, появляются дополнительные доходы в бюджет Москвы, а значит, мы сможем и дальше сохранять тот высокий уровень социальных обязательств, которые есть у нашей столицы - одного из самых социально ориентированных городов в мире.

Еще в прошлом году мы создали колоссальный задел, чтобы обеспечить в ближайшие 3 года ввод около 60 км новых линий метро, 35 новых станций и 6 депо. Кроме того, разработана и утверждена трассировка Третьего пересадочного контура метро - «Второго кольца» - и новой линии метрополитена в «новую Москву» (от ст. «Ул. Новаторов» до ст. «Столбово»). Чуть больше месяца назад мы согласовали скорректированную программу развития метро до 2020 года: решено максимально активизировать работы по линиям, формирующим транспортную обеспеченность территорий развития, и здесь мы делаем упор на строительство метро в «новой Москве», а также на участках ТПК, то есть, там, где это принесет максимальный градостроительный эффект. Сейчас мы одновременно ведем работы более чем на 150 стройплощадках. Если посчитать все проектируемые и строящиеся ветки, то в работе у нас - порядка 180 км линий. Небывалые доселе объемы! Сравниться с нами в мире могут только Пекин и Шанхай. В проектировке и строительстве заняты сейчас порядка 45 тысяч специалистов (включая 30 тысяч рабочих-строителей, остальные – проектировщики, рабочий персонал, эксперты и др.). Только с начала этого года мы уже «прошли» 8,6 километров тоннелей, а до конца года планируем достичь показателя в 25 километров. В течение года в разное время в проходке будет задействовано 27 тоннелепроходческих щитов.

Что касается конкретных планов ввода на текущий год, то это 13 км новых линий, 8 станций и 2 депо. Кстати, за весь советский период строительства московского метро (когда его строила фактически вся страна) такой ввод был только один раз - 40 лет назад, в 1975 году. Так что в этом году, году 80-летнего юбилея нашего метрополитена мы, если не возникнет никаких непредвиденных обстоятельств, можем тот рекорд повторить. Первой в очереди на открытие у нас стоит станция «Котельники», которая уже, так сказать, на старте. Она станет подарком не только москвичам, но и жителям Подмосковья из городских округов Котельники и Люберцы, так как станция имеет два выхода: на территорию столичного района Выхино-Жулебино и на территорию городского округа Котельники.

Следующими станциями, которые откроются для пассажиров, станут «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии: они станут первыми станциями подземки на территории «новой Москвы». В этом году также планируем ввести один из сложнейших участков метро глубокого заложения на Люблинско-Дмитровской ветке: от

«Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской» со станциями «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская». На Замоскворецкой линии до конца года планируем открыть новую станцию «Технопарк», она обеспечит шаговую доступность к промзоне ЗИЛ; на северо-западе достроим участок от станции «Речной вокзал» до новой станции «Ховрино», саму станцию постараемся закончить до конца года, для пассажиров же ее откроем скорее всего уже в следующем году.

- Марат Шакирзянович, Вы не раз говорили, что строя метро сегодня, продумываете перспективы его развития на много лет вперед. Расскажите, в отдаленной перспективе куда еще «приедет» метро?

- Напомню, что программа развития метро до 2020 года предполагает строительство 160 км новых линий и 78 новых станций. Это позволит обеспечить метро в шаговой доступности более 90% москвичей. Но, безусловно, на этом мы не остановимся. Потому что, исходя из прогноза НИиПИ Генплана Москвы, пассажиропоток в московском метро вырастет с 2,5 млрд человек в год (как сегодня) до 3,5 млрд человек в год к 2035 году (учитывая рост населения до 14,5 млн чел., в т.ч. жителей Новой Москвы до 1,5 млн человек). Не избежать и увеличения мобильности населения. Для обеспечения комфортного перемещения такого пассажиропотока общая протяженность линий метрополитена к 2035 г. должна составить 650-700 км. Это колоссальные цифры, и соответственно - колоссальный объем работ на перспективу. Поэтому уже сейчас мы работаем на перспективу - закладываем коридоры возможных линий на период после 2020 года.

Только в проектировании у нас сейчас находится более 180 км новых линий. Так, с западного направления планируем продлить Калининско-Солнцевскую ветку - через районы Солнцево и Новопеределкино - дальше, во Внуково. У нас также разработан проект строительства абсолютно новой ветки метро от станции «Улица Новаторов» на Третьем пересадочном контуре до станции «Столбово» в Коммунарке, которая пойдет вдоль Калужского шоссе. Планируем, что на ней будет 8 новых станций, которые будут строиться в шаговой доступности от крупных жилых кварталов, торговых центров, а также в районах, где формируется большое количество рабочих мест - например, в Коммунарке, где будет располагаться самый крупный административно-деловой центр на территории ТиНАО.

Кроме того, на перспективу - мы дополнительно резервируем в «новой Москве» «коридоры» общей протяженностью 36 километров. Таким образом, протяженность линий подземки на присоединенных территориях может достичь 50 километров.

- Недавно, Вы вместе с мэром Сергеем Собяниным провели большое совещание по развитию территории «Сити». Скажите, каким будет «Сити» через 3 года? Расскажите о проекте «Большого Сити»?

- Этот проект - один из самых масштабных градостроительных проектов не только столицы, но и всей России за последние десятилетия. Я не раз уже говорил о том, что когда этот проект разрабатывался, вопросы общественного транспорта, дорожного строительства были недостаточно учтены, поэтому нам уже по ходу пришлось вытягивать этот проект, принимать дополнительные решения, чтобы «развязать» этот сложный транспортный узел и дать возможность людям полноценно здесь работать и жить.

На сегодняшний день здесь уже построено 11 из 23 запланированных объектов, деловой центр ежедневно посещают порядка 100 тысяч человек, из которых около 60 тысяч - резиденты и офисные сотрудники ММДЦ, и еще порядка 40 тысяч - гости. Планируется, что после окончания строительства число резидентов и посетителей составит около 300 тысяч человек. Мы построили автомагистраль, соединившую ММДЦ со Звенигородским шоссе, кольцевую дорогу, огибающую Сити по периметру, пешеходный мост «Багратион» через Москву-реку, а также увеличили протяженность Краснопресненской набережной. Введены в строй два участка метро: от станции «Деловой центр» до станции «Международная» Филевской линии и от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» Калининско-Солнцевской ветки.

В ближайшее время на территории «Москвы-Сити» будет введена железнодорожная эстакада, реконструированы железнодорожные устройства и путепровод над Смоленским направлением железной дороги. По территории «Москвы-Сити» пройдет и Северный дублер Кутузовского проспекта: от Молодогвардейской транспортной развязки до делового центра вдоль Смоленского направления МЖД с выходом на платную автодорогу М1-Беларусь. Кроме этого, на Краснопресненской набережной появится тоннель под МКЖД.

В рамках развития метро там будет введен новый участок Калининско-Солнцевской линии - от станции «Парк Победы» до «Мичуринского проспекта» с учетом стыковки с Третьим пересадочным контуром, а затем - участок ТПК. Помимо этого, в рамках внебюджетного финансирования завершится реконструкция МКЖД, по которому в 2016 году планируется запустить пассажирское движение.

Комплексный подход к решению транспортной проблемы делового центра позволил нам приступить к реализации проекта «Большого Сити». Фактически мы сделали новый проект планировки, территориальную схему «Большого Сити». Эта территория включает в себя порядка 3 тысяч гектаров земли. И улично-дорожную сеть мы взяли в радиусе 7 тысяч гектаров, потому что фактически ее нужно интегрировать в единую систему: Северный дублер Кутузовского проспекта, две строящиеся линии метро, железную дорогу и Северо-Западную хорду. На сегодняшний день уже на 25% этой территории есть разработанные проекты планировок. В радиус «Большого Сити» попадает также 24 километра набережных, которые будут благоустроены. Кроме того, там планируется построить 5 млн кв. метров недвижимости.

Всего же перспективное развитие транспортной инфраструктуры Большого Сити включает в себя порядка 74 км автомагистралей, 21 станцию метро, в том числе 9 - новых, 9 железнодорожных платформ, включая 6 новых, а также создание на пересечении транспортных потоков двух крупных ТПУ - «Сити» и «Шелепиха». Таким образом, эта территория станет мощным ядром экономического развития столицы на годы вперед.

- Еще один мега проект - «Зарядье». Расскажите о ходе работ на этом объекте.

- На стройплощадке парка «Зарядье» полностью завершены работы по демонтажу оставшихся конструкций гостиницы «Россия». И сейчас на этом месте ведется строительство основного объема парка. Строители заливают основание подземного гаража, 11 тыс. кубометров уже залито, закончить эти работы планируется в сентябре. Общий объем строящегося паркинга составляет 55 000 кубометров, на 7 000 из которых на данный момент работы уже выполнены.

Кроме того, мы приступили к строительству филармонии. Там сейчас ведутся работы по устройству шпунтового ограждения котлована. Напомню, что филармония будет рассчитана на 1,5 тысяч зрительских мест. Еще 300 посадочных мест будут располагаться в Малом зале. В филармонии появится раздвигающаяся стена, которая будет открываться, и за концертами смогут наблюдать 5 тысяч гостей парка. Туда подведут и т.н. «летящий» мост с выходом на набережную.

Все работы в «Зарядье» выполняются в соответствии с графиком. В ближайшее время мы планируем увеличить на стройплощадке количество рабочих. Если сейчас там порядка 300 человек, то до конца июня будет уже 400.

- Расскажите, пожалуйста, о развитии территорий бывших промзон. Сколько недвижимости там уже построено в рамках реновации? Какие проекты представляют наибольший интерес?

Промзоны - это наш главный ресурс градостроительного развития в старой черте города. Реновация этих бывших депрессивных территорий, которая полностью отвечает нашему курсу на полицентричность развития города, будет способствовать и сокращению маятниковой миграции из окраин в центр города, а значит, и снижению транспортной нагрузки, а главное, созданию новых рабочих мест в шаговой доступности от места проживания горожан.

По предварительным оценкам, потенциал только жилищного строительства в промзонах - порядка 40 млн кв. метров. Плюс соц.инфраструктура, транспортные, коммерческие объекты. Я не раз уже говорил, что проект реновации промзон - не сиюминутный, а масштабный, рассчитанный на перспективу. И сейчас по большинству промзон пока что идет только проработка проектов планировок территорий под реорганизацию, начало же фактического освоения, то есть, строительства, начнется во второй половине 2015 года и даже в 2016 году. Но на некоторых территориях реновация уже ведется, причем высокими темпами.

Только по итогам 2014 года на территории промзон введено 1,764 млн кв. м недвижимости, что на 32% больше, чем в 2013 году. Кроме того, в прошлом году на ГЗК мы приняли решения, которые позволяют разместить на территориях промзон 8,72 млн кв. м недвижимости (в т.ч. 3,07 млн кв. м или 35% - под размещение производственных площадей). Уже по итогам первого квартала нынешнего года в промзонах введено 428 тыс. кв. м недвижимости, а это более 20% от всего ввода недвижимости в этот период по всему городу.

Что касается наиболее интересных проектов, то это такие, как ЗИЛ, как «Серп и Молот». Они же - самые крупные.

На части территории ЗИЛа, где уже идет строительство, планируется ввести 488,7 тыс. кв. м жилья, 3 школы, 12 детских садов, спортивный квартал «Парк легенд», музейный центр «Эрмитаж-Москва». Уже сдали в эксплуатацию крупнейшую на сегодняшний день в Европе ледовую арену - «ВТБ-Ледовый дворец».

В этом году для улучшения транспортной доступности ЗИЛа здесь будет открыта новая станция метро «Технопарк», а на МК МЖД появится пассажирская платформа ЗИЛ. Здесь же будет возведен и современный ТПУ. Значительную часть территории отведут под зеленые зоны, включая два парка: один (площадью 14 га) будет расположен между красивым бульваром и ТПУ, другой - площадью 4 га - вдоль Москвы-реки между берегом и проезжей частью набережной.

Кстати, набережная не будет уступать набережной Орсе в Париже или Круазетт в Каннах. Люди смогут здесь кататься на велосипедах, укрываться от летнего зноя. Всего на территории ЗИЛ смогут проживать порядка 38 тыс. человек, и будет создано примерно 50 тыс. рабочих мест.

На территории промзоны «Серп и Молот» реновация будет вестись в соответствии с концепцией голландского консорциума MVRDV, победившего еще в прошлом году в конкурсе на лучший архитектурный проект. Там будет образована многофункциональная общественно-жилая зона общей площадью 1,84 млн кв. м общественно-деловой центр площадью 172 тыс. кв. м, детские сады на 1030 детей, школы на 2360 мест, поликлиника для взрослых и детей, автомобильные парковки на 9565 машиномест.

Площадь коммерческой застройки составит 43,75 тыс. кв. м. Будут обустроены внутриквартальные проезды, произведено благоустройство и озеленение внутриквартальных территорий. Здесь смогут проживать 19 тыс. человек, будет создано 16,3 тыс. новых рабочих мест, т.е., фактически все трудоспособное население получит возможности найти работу в шаговой доступности от дома.

Есть у нас также интересные проекты, где реновация направлена на формирование научно-производственных кластеров, то есть, в первую очередь, - на создание новых рабочих мест и высокотехнологичных производств. Жилье там тоже, конечно, будет, но немного. Например, реорганизация промзоны «Соколиная гора» предполагает создание 6,7 тыс. рабочих мест, а проживать там в современных жилых домах будут 2,7 тыс. человек. Но, конечно, будет и новый детский сад, и новая школа. А реновация крупнейшей на периферии столицы промзоны «Руднево» целиком направлена на формирование огромного инновационно-научного кластера, где смогут в перспективе быть заняты около 20 тыс. человек.

- В связи с этим, нельзя не коснуться строительства, которое развернулось на «ЗИЛе». На этой территории уже есть один реализованный проект - «ВТБ Ледовый Дворец». Будут ли там строиться еще какие-либо спортивные сооружения?

- Конечно, ведь на ЗИЛе на территории 30 га возводится целый квартал - «Парк легенд», и «ВТБ-Ледовый дворец» - это главный и первый построенный объект на данной территории, его «изюминка», его украшение. Рядом же с Ледовой ареной на территории 28,5 тысячи квадратных метров в настоящее время возводится Комплекс водного спорта «Парк легенд», который объединит в себе первый в России Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой с двумя специализированными водными чашами (демонстрационной и тренировочной) для синхронного плавания - единственными на сегодняшний день в нашей стране, и различные водные и оздоровительные площадки, которые посещать смогут все желающие. Зрительская трибуна Олимпийского центра рассчитана на 450 посадочных мест, кроме того, там будет оборудовано два зала хореографии, зал акробатики и зал общей физической подготовки.

В Комплексе водного спорта появятся также крытый бассейн, открытый бассейн с зоной водных развлечений, в том числе, и для детей, фитнес-центр, универсальный спортзал и SPA-комплекс. В настоящее время на стройплощадке Комплекса водного спорта уже полностью завершены подготовительные и земляные работы, а также работы по устройству фундамента здания. На 90% завершено возведение монолитных железобетонных конструкций. Сейчас там идут работы по устройству фасадов, монтажу ферм покрытия и устройству внутренних стен. Ввести этот объект в эксплуатацию мы планируем в конце текущего - начале следующего года.

Но и это еще не все, ведь «Парк легенд» изначально задумывался как спортивно-развлекательный квартал. Поэтому, помимо Ледовой арены и Комплекса водного спорта, там будут построены оздоровительный центр, музей хоккейной славы России, конгресс-центр с четырехзвездочной гостиницей для спортсменов, энергоцентр. На территории квартала появятся офисные и административные здания, апартаменты для гостей спортивных мероприятий. В итоге Москва получит полноценный спортивный кластер, который станет одним из крупнейших не только в России, но и в Европе.

- Подготовка к чемпионату мира по футболу - еще одно направление работы стройкомплекса. Расскажите, как идут дела в «Лужниках»?

- Наша прославленная арена «Лужники» станет, как известно, ключевым объектом проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Поэтому он у нас в приоритете, и финансирование всех работ предусмотрено адресной инвестиционной программой. Все работы там мы сможем завершить уже в 2016 году, а не в 2017, как планировалось ранее.

Уже сегодня реконструкция ведется с опережением графика на три месяца, а будем работать еще быстрее, чтобы как можно меньше зависеть от инфляционных процессов, и в сложившихся экономических условиях сам подрядчик заинтересован в досрочном завершении работ. Поэтому мы усилили ночную смену. На сегодняшний день уже закончен демонтаж старых конструкций внутри арены, возводятся новые. Строители приступили к сооружению основных конструкций трибун БСА, а к осени начнется оснащение и наладка оборудования для обеспечения функционирования игрового поля.

Работы по обустройству инженерных сетей сейчас выполнены более чем наполовину: проложено более 40% водопровода в земле, 50% водопровода в коллекторе, 35% теплосетей и более 80% - в коллекторе. Кроме того, завершается разработка проекта перекладки инженерных коммуникаций на территории всего олимпийского комплекса. Согласовано и техническое решение по установке медиафасадов на кровле стадиона.

- Как изменится территория около стадиона «Спартака» к 2018 году?

- Территорию стадиона «Спартак», который, как и «Лужники», примет игры Чемпионата мира по футболу в 2018 году, мы рассматриваем как драйвер развития территории расположенного здесь Тушинского аэродрома. По сути, здесь появится один из крупнейших спортивных кластеров не только в Москве, но и во всей стране. На этой территории возведут еще два физкультурно-оздоровительных центра, комплексы ледовых и водных видов спорта, тенниса, художественной гимнастики, автомобильного спорта, футбольную тренировочную базу, а также гостиницы и апартаменты, которые смогут разместить гостей предстоящего мундиаля. Будут здесь и объекты торговли, включая крупный спортивный магазин, и общественно-досуговый центр. Кроме того, проектом планировки предусмотрена и комплексная жилая застройка с социальной инфраструктурой - школами на 5225 мест, детскими садами на 2300 мест, поликлиникой.

Но и это еще не все: проектом предусмотрено разместить здесь инновационный центр корпорации «Ростех» - «Ростех-Сити», который будет включать в себя полноценный комплекс для работы и временного размещения сотрудников. В рамках создания «Ростех-Сити» планируется сформировать 15 тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Всего же на территории бывшего Тушинского аэродрома планируется построить порядка 2 млн кв. метров недвижимости, здесь смогут проживать более 42 тысяч человек, и будет создано свыше 29 тысяч рабочих мест, включая рабочие места «Ростех-Сити». Очень важно, что территория вокруг «Спартака» получит удобную транспортную доступность.

Напомню, что еще в прошлом году мы открыли здесь новую станцию метро «Спартак». В рамках реконструкции Волоколамского шоссе от МКАД до Ленинградского шоссе ведется строительство транспортной развязки на пересечении Волоколамского шоссе с проездом Стратонавтов, что позволит улучшить не только транспортное обслуживание стадиона «Спартак», но и общую транспортную обстановку в этом районе. Эту развязку мы планируем ввести в эксплуатацию уже осенью этого года. Кроме того, для организации выхода на Строгинское шоссе будет построен транспортный мост, а две набережные Москвы-реки свяжет пешеходный мост. Планируется построить и речную пристань, которой смогут воспользоваться не только болельщики, прибывающие на стадион «Спартак», но и туристы.

- Совсем недавно было принято постановление Правительства Москвы о новых требованиях к строительству типового жилья. Что они предусматривают, и что это даст городу?

- Прежде всего, сразу хочу проинформировать, что постановление это касается той массовой жилой застройки, которая возводится на средства городского бюджета. Уже с 1 сентября этого года проекты строительства панельных домов старых серий, которые планируется возводить на бюджетные средства, согласовываться не будут, и в силу вступят новые требования. Всего таких требований порядка 20, и касаются они четырех блоков: градостроительных решений, планировочных решений, требования, предъявляемые к первым этажам домов, и требования к фасадам. В частности, это и варьирование этажности здания (от 6 до 17 этажей), и гибкие планировочные решения, что позволит жильцам организовывать свое жилое пространство по своему усмотрению, и разнообразие фасадных решений, что предусматривает использование не менее трех типов отделочных материалов, отличающихся друг друга фактурой, цветом и форматом. Это и наличие специально выделенных конструкций для размещения кондиционеров.

Кроме того, все первые этажи зданий будут выполнять не жилые, а общественные и коммерческие функции. Особое внимание мы уделили также звукоизоляции и теплопроводимости конструкций. Таким образом, как видите, новые стандарты направлены как на улучшение внешнего облика самих городских кварталов, так и на повышение комфортности проживания москвичей. Очень важно также, что будет обеспечена доступность жилых домов для маломобильных групп населения – например, будет единый уровень отметки пола этажа – без перепадов уровней между вестибюльно-входной группой и входами в лифты.

На сегодняшний день шесть из девяти домостроительных комбинатов Москвы, на которые мы в данном случае ориентируемся, уже полностью перешли на новые технологии, три других доделают эту работу буквально в течение полугода-года.

Антон Мастренков

ИА «Интерфакс»